В наши дни проблема контроля топливной системы автомобиля, в частности карбюратора, стоит наиболее остро. Постоянный рост цен на бензин требует контроля регулировки карбюратора, таким образом, чтобы автомобиль эксплуатировался в наиболее экономичном режиме.
Один из необходимых, для такого контроля, прибор — тахометр, в штатном исполнении не устанавливается на большинство автомобилей марки ВАЗ (ВАЗ-2101, ВАЗ-2105, ВАЗ-2108), что затрудняет выбор экономичного режима езды и регулировку карбюратора.
На рисунке 1 показана схема несложного тахометра, построенного на четырех микросхемах ТТЛ и одной «МОП. В основе прибора лежит схема тахометра на микросхемах К176. Разница в том, что микросхемы К176ИЕ4 заменены парами микросхем — К133ИЕ2 и К514ИД1.
Конечно, это приводит к повышению потребляемого тока, но тахометр работает только при работающем двигателе, и существенного значения это не имеет. Кроме того, есть и плюс — дешифраторы К514ИД1, имея более высокий выходной ток, обеспечивают значительно большую яркость светодиодов чем дешифраторы микросхем К176ИЕ4.
Тахометр построен по схеме простого частотомера, фактически, он измеряет частоту замыкания контактов прерывателя распределителя зажигания. Скорость вращения валика прерывателя в два раза превосходит скорость вращения коленчатого вала двигателя (имеется ввиду четырехцилиндровый мотор). В результате, при фактической частоте вращения коленвала 1000 об/мин. контакты прерывателя замыкаются с частотой 33 Гц.
При 6000 об/мин. частота замыкания равна 200Гц. Для того, чтобы при двухразрядной индикации (тахометр показывает только тысячи и сотни оборотов) показания соответствовали фактической частоте (деленной на 100) необходимо время счета импульсов, поступающих на двухразрядный счетчик от прерывателя, установить равным 0,3 сек. Еще, примерно, 0,3 сек. уходит на время индикации. Таким образом, общее время измерения составляет 0,6 сек.
Импульсы от прерывателя, через ограничивающую цепь VD1-R2-VD2 поступают на вход одновибратора на элементах D1.1 и D1.2. Назначение одновибратора — формирование при каждом замыкании контактов прерывателя одного импульса.