При проведении соревнований по шахматам необходим учет времени, которое берет на раздумие перед ходом каждый игрок. Для этого существуют специальные шахматные часы. У них два циферблата и общий механизм, еще есть две кнопки - одна для одного игрока, другая для второго. Сделав ход, игрок нажимает свою кнопку, чем выключает свой часовой механизм и включает часовой механизм противника. Таким образом, можно будет по показанию циферблатов определить сколько времени потратил на раздумие каждый игрок.
К сожалению, шахматные часы в продаже встречаются нечасто, но их можно сделать из двух недорогих и доступных китайских кварцевых будильников. Казалось бы, все просто, - нужно соединить будильники механически вместе и установить какой-нибудь двухкнопочный переключатель с зависимой фиксацией.
Но, проблема в том, что у популярных переключателей типа П2К или ПКН кнопки расположены слишком близко, и такой переключатель приходится располагать между корпусами двух будильников (рис. 1). Это очень неудобно, так как, нажимая один переключатель легко задеть второй. Необходимо чтобы кнопки располагались на максимальном удалении, так как показано на рис. 2. Но здесь опять возникает проблема с механикой.
А что если вообще отказаться от механики, и вспомнить старую схему коридорных выключателей? В этом случае, то какой из будильников включен, а какой выключен будет зависеть не от конкретного положения переключателя, а от того, переключатели находятся в одинаковых положениях или в разных (рис. 3). S2 и S3 - это модульные однокнопочные П2К с независимой фиксацией. S1 - общий выключатель.
Перед началом игры S2 и S3 отжаты, S1 -выключен. Объявляя о начале игры, судья включает S1. Сразу же начинает работать будильник «Б» (для игрока, играющего белыми). Сделав ход, игрок белыми нажимает кнопку переключателя S2. Теперь S2 и S3 в разных положениях.
Питание отключается от будильника «Б» и переключается на будильник «Ч» (для игрока черными). Сделав ход, игрок черными нажимает S3. Теперь оба переключателя S2 и S3 опять оказываются в одинаковом положении. Будильник «Ч» выключается, но включается «Б». Сделав ход, игрок белыми снова нажимает S2, на этот раз кнопка S2 отжимается и переключатели оказываются в разном положении. Включается будильник «Ч». И так далее.
Таким образом, когда кнопки переключателей S2 и S3 в одинаковых положениях (не важно, нажаты или отжаты, важно что в одинаковых положениях) включен будильник «Б», а будильник «Ч» выключен. Когда кнопки переключателей S2 и S3 в разных положениях (все равно в каких, но только бы в разных) включается «Ч», но выключается «Б».