Как показывает практика, если машина все время в ответ ругается, хулиганствующие личности начинают присматривать другой объект для развлечения. Конечно, можно установить хорошую импортную сигнализацию с набором чувствительных датчиков и обратной связью, но беда в том, что цена такой сигнализации может, если не превысить стоимость жигулей 80-х годов, то вплотную к ней приблизиться.
Хочу поделиться с радиотехнически грамотными владельцами аналогичного транспорта схемой, на мой взгляд, несложной и дешевой сигнализации, способной как-то воспрепятствовать такого рода хулиганству. Сигнализация собрана на трех доступных и недорогих микросхемах.
Реагирует на акустический датчик (микрофон, расположенный под капотом) и контактный (дверные выключатели света в салоне). Есть две степени чувствительности. Высокая и низкая. Высокая чувствительность реагирует даже на громкий разговор возле машины и в ответ мигает фарами. Это позволяет предупредить потенциальных хулиганов, что машина все-же охраняется.
Низкая чувствительность реагирует на удары по кузову, стеклам, поставленную на капот бутылку. Она включает звуковую сигнализацию, - прерывистое бибикание. Продолжительность световой сигнализации (мигание фарами) около 10 секунд, продолжительность звуковой сигнализации около 20 секунд. Затем устройство возвращается в исходное положение контроля.
Включение и выключение, - простым способом, - в салоне есть тумблер-выключатель, а за стеклом геркон, узнающий владельца по его магнитному брелку.
Рассмотрим схему. Акустический датчик, - электретный микрофон М1 (микрофон, такой как применяется к китайских магнитофонах и диктофонах). Питание на него подается через резистор R1, который одновременно служит нагрузкой встроенного усилителя микрофона.
Когда в зоне действия микрофона есть какие-то акустические шумы, звуки, на его выходе будет переменное напряжение, которое через С1 и регулятор чувствительности R3 поступает на вход поликомпараторной микросхемы А1. Микросхема содержит усилитель и набор компараторов, срабатывающих при разных уровнях сигнала. При срабатывании компаратора на выходе микросхемы открывается ключ, к которому должен быть подключен индикаторный светодиод.
Здесь индикаторных светодиодов нет, но есть резисторы R3 и R4, которые при помощи перемычек В1 и В2 можно подключить к выходам необходимой чувствительности. Количество открытых компараторов пропорционально уровню громкости акустического шума. В данном спучае, перемычки подключены к первому и четвертому компараторам. При малой громкости звука открывается ключ, подключенный к резистору R4. На R4 возникают импульсы нуля и первым же из них запускается одновибратор на элементах D2.2 и D2.3.
Возникшая на выходе D2.2 единица открывает элемент D2.4 и импульсы, вырабатываемые мигающим светодиодом HL1 проходят на ключ VT1, который пропускает через обмотку Р1 пульсирующий ток. Контакты реле Р1 периодически замыкаются, включая фары автомобиля.
Мигание фарами продолжается пока С8 заряжается через R10 (примерно 10 секунд). Затем прекращается.
При более громком акустическом шуме откроются все ключи А1 с 1-го по 4-й включительно. Нулевые импульсы с R3 поступят на вые. 1 и 2 D1.1 и пройдут, инвертируясь, через D1.1. Затем запустится одновибратор на элементах D1.2 и D1.3.
На его выходе возникает логическая единица, которая открывает элемент D2.1 и через него импульсы, вырабатываемые мигающим светодиодом поступят на ключ VT2, а через него на обмотку реле Р2. Контакты Р2 станут периодически замыкаться, включая «бибикалку» автомобиля. Продлится это пока С6 заряжается через R7 (примерно 20 секунд), затем звуковая сигнализация прекратится.
Для того, чтобы не происходило зацикливания сигнализации (срабатывание микрофонного датчика от звука собственной сигнализации) в схему введено задержанное закрывание и открывание входа одновибратора D1.2-D1 3. Для этого служит элемент D1.1 и RC-цепь C5-R6. При включении звуковой сигнализации единица через R6 поступает на С5 и, примерно через одну-две секунды, заряжает С5 до состояния логической единицы.
Это напряжение поступает на вывод 8 D1.1 и закрывает элемент D1.1. Теперь никакие изменения на его выводах 1 и 2 не приводят к изменениям на его вь.ходе (выв. 9). После окончания звуковой сигнализации на выходе D1.3 устанавливается логический ноль, и конденсатор С5 начинает разряжаться через R6.
Только после того, как он разрядится до логического нуля элемент D1.1 откроется и сможет пропустить на одновибратор импульсы от А1. Таким образом, открытие D1.1 происходит с задержкой в 1-2 секунды после выключения звуковой сигнализации. Этого времени с запасом достаточно для успокоения всех акустических вибраций, вызванных работой сигнала.
В момент включения питания конденсатор С4 разряжен и напряжение на R5 соответствует логической единице. Единица поступает на 12-й вывод D1.3 и фиксирует одновибратор D1.2-D1.3. Схема откроется только после зарядки С4, а так будет работать только световая сигнализация. Время на зарядку С4 нужно чтобы владелец мог выйти из машины и запереть все двери не вызывая срабатывания.
Для отключения сигнализации нужно поднести магнитный брелок к месту стекла, за которым расположен геркон SG1. Произойдет разрядка С4 и у владельца будет время чтобы открыть дверь и выключить сигнализацию тумблером S1. В качестве датчика используется электретный микрофон неизвестной марки. Его чувствительности оказалось достаточно для хорошей работы схемы.
Но если ваш микрофон недостаточно чувствителен, нужно между ним и R3 включить однокаскадный усилитель НЧ на одном транзисторе типа КТ315. КТ3102, по схеме с общим эмиттером. А для работы с динамическим микрофоном может потребоваться даже два каскада. Для гарантированного срабатывания сигнализации от открывания двери служит диод VD1, катод которого нужно подключить к схеме контактных дверных датчиков.
Он может потребоваться тогда, когда из-за большого уровня естественных шумов (сильный ветер, град, дождь) вы уменьшили чувствительность датчика резистором R3 до минимума. При этом сигнализация не будет реагировать на микрофон, но на контактный датчик сработает точно.
Используемые электромагнитные реле отличаются малым током обмоток при большом допустимом токе через контакты. Это позволяет использовать в качестве ключей маломощные транзисторы типа КТ3107. Если будут использованы реле с более мощными обмотками, то и транзисторы нужно подобрать соответственно. Светодиод HL1 - мигающий, любого типа, но с напряжением падения не более 3V. Размеры всех временных интервалов можно установить по желанию подбором сопротивления соответствующих резисторов.