Когда происходит обрыв ремня генератора, он перестает выдавать ток в бортовою сеть автомобиля. Если в этот момент были включены какие-либо потребители (фары, печка, музыка), то аккумулятор разрядится за несколько километров. На многих российских автомобилях и некоторых иностранных ремень генератора связывает собой насос охлаждающей жидкости, если происходит обрыв, то двигатель ещё и перегревается, т.к. не происходит циркуляция охлаждающей жидкости. Но самая главная проблема в том, что отследить эти поломки достаточно сложно, проверять натяжение визуально не всегда возможно, индикаторы приборной панели слишком поздно отображают информацию о разряде АКБ.
Описываемое устройство представляет собой чувствительный амперметр, подключаемый параллельно штатному и реагирующий на изменение полярности измеряемого тока и извещающий об этом звуковым сигналом.
Принципиальная схема показана на рисунке 1. В её основе компаратор на операционном усилителе А1. Когда генератор работает напряжение на нем либо равно, либо несколько превышает напряжение на аккумуляторной батареи. В этом случае, благодаря делителю из R2 и R3 напряжение на прямом входе ОУ оказывается меньше напряжения на инверсном, и на выходе ОУ напряжение равно нулю. Этот нуль поступает на вывод 2 D1 и выключает мультвибратор на D1. Импульсов на его выходе нет и пьезоизлучатель F1 не издает никаких звуков.
Если ремень генератора обрывается, генератор Т" перестает вырабатывать энергию и системы автомобиля переходят на питание от аккумуляторной батареи. В результате ток через амперметр меняет свое направление и напряжение на прямом входе ОУ А1 становится равно или больше напряжения на инверсном входе. Напряжение на выходе ОУ становится близким к напряжению питания А1 и мультивибратор на D1 запускается. Импульсы поступают на пьезоизлучатель F1 и раздается звук.
Все детали (обведенные на рисунке 1 пунктирной линией) монтируются на одной печатной плате размерами 65x30мм (рисунок 2 и 3). Плата помещается в пластмассовой коробке (небольшой мыльнице). Операционный усилитель К140УД708 -можно заменить на К140УД7, микросхему K176J1A7 - на К561ЛА7, стабилитрон - любой на 9-10В, например Д818 или Д814В,Г.
Акустический пьезоизлучатель любого типа, от телефонного аппарата, электронного будильника. Если излучатель динамический или электромагнитный его нужно подключить через транзисторный ключ - транзистор КТ315, эмиттер соединяется с общим проводом, база через резистор 10 ком с выводом 11 D1, динамик или микротелефон включается между коллектором и выводом "3" печатной платы.
При настройке нужно установить резистор R3 таким образом, чтобы звук раздавался только при отклонении стрелки вольтметра в зону "разряд" (или"-").
Если в машине нет вольтметра его нужно установить (продаются в магазинах запчастей) в разрыв провода, идущего от аккумулятора до генератора (но не от аккумулятора к стартеру).