Вольтметры предназначены для контроля за напряжением борт-сети автомобиля и имеют две индикаторные лампы, одна из которых загорается если напряжение выше установленного предела, другая - если ниже. Когда напряжение в норме лампы не горят. Принципиальная схема вольтметра на транзисторах показана на рисунке выше. На схеме имеется два компаратора на VT5 и VT1. Уровни срабатывания устанавливаются резисторами R1 - выше нормы и R7 - ниже нормы. Транзистор VT4 играет роль инвертора.
Принципиальная схема на микросхеме К155ЛА3 показана на рисунке 2. Напряжение питания микросхемы стабилизируется стабилитроном VD1. Действие основано на способности цифровых микросхем менять свое состояние только скачком, когда входное напряжение переходит через определенный пороговый уровень. А эти уровни, минимальный и максимальный, соответственно, устанавливаются резисторами R2 и R3. Лампы коммутируют транзисторные ключи на VT1 и VT2.
Рисунок 2
Если вместо микросхемы К155ЛА3 использовать К155ЛА8, имеющую открытые коллекторы на выходах, то лампы через гасящие резисторы R8 и R9 можно подключить непосредственно к этим выходам минуя транзисторы. Вместо ламп в обеих схемах можно использовать светодиоды.
Вольтметры смонтированы на печатных платах из одностороннего фольгированного стеклотекстолита.