Многие отечественные автомобили по прежнему оснащаются обычной контактной батарейной системой зажигания, недостатки которой известны всем: низкая энергия искры, ненадежность механических контактов, через которые протекает большой ток, невозможность работы с более мощной низкоомной катушкой. И как следствие - плохой запуск в зимнее время, неустойчивая работа двигателя на низких оборотах, высокий СО, и т.д. Установка бесконтактных систем от автомобилей других марок, в большинстве случаев требует установки датчиков-распределителей с датчиками Холла, которые по своим центробежным и другим характеристикам, а чаще и по чисто конструктивным свойствам просто, не подходят к машинам старого типа.
Выйти из положения можно, если использовать штатный контактный датчик, но не для коммутации большого тока через катушку, а для возбуждения транзисторного коммутатора. При этом ток через эти контакты будет минимальным и эти контакты перестанут обгорать, к тому же транзисторный коммутатор, имеющий современный транзистор в выходном каскаде, позволит коммутировать больший ток и использовать низкоомную катушку зажигания, которая обеспечивает более высокую мощность искры.
Принципиальная схема такого коммутатора показана на рисунке выше.
Прерыватель коммутирует ток в базовой цепи транзистора VT1 В момент замыкания контактов транзистор открывается и это приводит к открыванию выходного транзистора VT3. Ток протекает через катушку зажигания. Затем контакты прерывателя размыкаются и VT3 закрывается. В контуре, образованном катушкой L1 и конденсатором С1 возникают колебания и во вторичной обмотке L1 появляется высокое напряжение.
Транзистор VT2 служит для контроля за работой выходного каскада и в случае превышения допустимого тока он открывается под действием падения напряжения на R6. В результате напряжение на базе VT3 уменьшается и аварийный режим прекращается.
Схема на R7, R8 и VD1 служит для защиты выходного каскада от выбросов напряжения. Вместо транзистора КТ8109А можно КТ890А, КТ898А.
В качестве корпуса и радиатора для VT3 используется корпус неисправного коммутатора от автомобиля ГАЗ-2410. Транзистор устанавливается на место неисправного транзистора этого коммутатора. Плата демонтируется и детали коммутатора паяются частично на её дорожках, частично объемным способом. Корпус может быть и другой, в любом случае требуется качественный теплоотвод, a VT3 должен быть изолирован от массы.
Конденсатор С1 должен быть на напряжение не менее 400 В. При отсутствии стабилитрона Д816А его можно не устанавливать, но при этом возрастет вероятность выхода из строя транзисторов от выбросов напряжения по цепи питания.
Катушка зажигания - низкоомная типа Б114 или Б116 от автомобиля "Волга* или от ВАЗ-08. Возможно не менять катушку, а оставить старую - высокоомную, система зажигания и в этом случае будет работать лучше чем с контактным прерывателем, но энергия искры получится меньше чем с низкоомной катушкой.