Мультиметры
Частотомеры
Приемники
Микросхемы
Радиостанции
Антенны
Тестеры
Аудио
CD-плееры
Усилители
Телефония
Источники питания
Лампы
Стабилизаторы
Генераторы
Таймеры
Датчики
Охранные устройства
Сигнализации
Реле
Индикаторы
Сигнализаторы
Гирлянды
Часы
Дистанционное управление
Передатчики
Регуляторы
Управление устройствами
Управление освещением
Управление нагрузкой
Измерительные устройства
Авто
Разное

СВ-Радиостанция - УКВ приемник
 
Параллельный канал звука
 
Радиовещательный приемник на микросхеме
 
Схема аналогового тахометра ВАЗ
Категория: Авто / Индикаторы
Схема аналогового тахометра ВАЗ

Первые выпускаемые автомобили ВАЗ-2108-09 не оснащались тахометрами. Будущему владельцу предлагалось на слух определять обороты работы двигателя, а также холостой ход. Ситуация можно было решить приобретением цифрового тахометра или любого другого схожей конструкции. Цифровые тахометры дают достаточно точную индикацию оборотов двигателя, но при вождении мелькание двух-трех цифр не может дать водителю точной информации о том, в каком диапазоне оборотов работает двигатель и к какому пределу приближается. Здесь более удобна круговая диаграмма с разноцветными зонами, по типу стрелочного тахометра.

Принципиальная схема такого тахометра показана на рисунке. В основе лежит "квазианалоговый" принцип построения. Практически это упрощенный цифровой частотометр, но индикация происходит только в старшем разряде, индикация десятичная. Всего девять светодиодов, каждый из которых сигнализирует определенный диапазон частот вращения. Протяженность каждого поддиапазона - 750 об/мин.

Все светодиоды, по цвету разделены на три сектора: зеленые (VD3-VD6) - индицируют работу умеренную двигателя в пределах от холостого хода 750 об/мин до 3000 об/мин, желтые (VD7-VD9) - работу двигателя в режиме разгона от 3750 об/мин до 5250 об/мин. И последний красный сектор (VD10-VD11) - индицирует нежелательный режим работы - от 6000 об/мин и более.

Роль генератора образцовой частоты возложена на мультивибратор на элементах D1.1 и D1.2. Мультивибратор вырабатывает импульсы с периодом в 0,4 сек. При этом во время отрицательной полуволны (которая должна быть длительностью 0,2 сек) происходит открывание элемента D1.3 и подсчет импульсов, поступающих от встроенной микросхемы датчика Холла системы зажигания.

С наступлением положительной полуволны элемент D1.3 закрывается и счет прекращается. Одновременно открывается транзисторный ключ на транзисторах VT1 и VT2 и подается питание на светодиоды. В этот момент будет гореть только один светодиод, соответствующий результату измерения.

Затем проходит некоторое время, нужное для зарядки конденсатора С3 через R5 до напряжения логической единицы, и счетчик D3 устанавливается в нулевое положение. Все светодиоды гаснут. К этому времени заканчивается положительная полуволна, поступившая с выхода мультивибратора, и начинается новый цикл измерения (одновременно закрывается ключ на VT1 и VT2).

Счетчик D2 может показаться лишним, без него можно было бы уменьшить время цикла измерения, но в этом случае возрастет погрешность индикации и в режиме низких оборотов может составить около 100%, что в данном случае не приемлемо.

Безусловно, такой частотометр с RC-элементами в образцовых цепях не может обеспечить высокую точность измерения, особенно если учитывать нестабильность температуры в салоне автомобиля Но от него высокой точности и не требуется, важно то, что он позволяет визуально во время движения определить режим работы двигателя.

Реальный прибор имеет еще девять разноцветных светодиодов, которые включены параллельно и через гасящий резистор на 100 Ом подключены к борт-сети машины. Они прямоугольные, импортного производста. Расположение их в линейку позволяет получить светящуюся шкалу с разноцветными секторами, над которой перемещается круглая точка - стрелка (переключаются светодиоды VD3-VD11) изменяющая свой цвет под цвет зоны в которой находится. Резистор R18 и гасящий резистор в цепи дополнительных светодиодов подбираются таким образом, чтобы стрелка светилась значительно ярче чем шкала.

Микросхемы серии К561 можно заменить на аналогичные серии К176 или К564. Монтаж объемный в пластмассовой коробке. Все светодиоды установлены в отверстия и пропилы в её торце, а микросхемы приклеены клеем "Момент" к её дну "вверх ногами". Монтаж ведется на выводах микросхем и светодиодов. R3 закреплен в отверстии в задней стенке коробки.

Светодиоды могут быть любыми соответствующих цветов, или даже окрашенные индикаторные лампочки с гибкими проволочными выводами.
Стабилитрон VD1 - любой маломощный на 8-10В Все транзисторы КТ815 можно заменить на КТ315 (но только в том случае, если используются светодиоды а не лампы).

В процессе настройки нужно установить длительность отрицательной полуволны на выходе D1.2 величиной 0,2 секунды подстройкой R3, а затем подобрать номинал R5 таким образом чтобы обнуление счетчика D3 происходило через 3/4 длительности положительной полуволны. Большой надобности в диоде VD2 нет - он служит чтобы не перепутать полярность питания при подключении тахометра к борт-сети (через замок зажигания).

Проверить правильность настройки можно если подать на вход тахометра прямоугольный сигнал от генератора частотой 100 Гц, при этом должен загореться VD6. Если это не так нужно заново подстроить R3, а затем R5.



Поделитесь с друзьями ссылкой на схему:




Чем удобнее всего паять?


 
  • Цифровые часы-будильник
  • Схема электронных приборов на микросхеме К561ЛА7 (К176ЛА7)
  • УКВ-ЧМ диапазон приемника
  • Схема входного усилителя низкочастного частотомера
  • Микросхема К561ЛЕ5 (К176ЛЕ5)
  • Схема входного делителя частотомера
  • Схема бесконтактной системы зажигания (БСЗ) а/м Москвич
  • Микросхемы К561ТР2, К561ТМ2
  • Схема источника трехфазного напряжения
  • Микросхемы TDA8362, TDA8395, TDA4661, TDA4665
  • Схемы одновибраторов
  • Схема цифровых часов-будильника
  • УКВ-ЧМ приемник на ТА2003Р
  • Схема аналогового тахометра на светодиодах
  • Цифровые микросхемы серий К561, К176
  • Схема простого коммутатора зажигания
  • Всеволновый УКВ-ЧМ радиоприемник
  • Схема беспроводных наушников
  • УКВ ЧМ приемник на микросхеме К174ХА2
  • Схема генератора высоковольтных импульсов
  • Симметричный мультивибратор
  • Двухдиапазонный УКВ ЧМ приемник
  • Микроконтроллерная система управления трехфазным двигателем
  • Схема электронной системы зажигания автомобиля Москвич
  • Мультиметр проверяет кварцы
  • Схема регулятора температуры воды
  • DC-DC Преобразователь
  • Схема простого УМЗЧ на микросхеме К548УН1А
  • Автомобильный вольтметр
  • Импульсный высоковольтный генератор
  • Схема простого прерывателя лампы накаливания
  • usb ДУ ЗУ авто автомагнитола автомат адаптер аккумулятор антенна аудио блокиратор будильник видео генератор геркон гирлянды датчик двигатель декодер диапазон динамик дублер емкость зажигание замок зарядка звонок измерение импульс индикатор источник камера катушка клаксон кнопка конвертер конденсатор контур корпус лампа лдс механизм микросборка микросхема микрофон модулей мощность мультивибратор мультиметр наблюдение нагрузка напряжение насос обмотка одометр оптореле освещение охрана передатчик питание плата преобразователь прибор приемник приставка пробник программатор пульт радиоканал радиостанция разветвитель разъем регулятор реле ремонт светодиод сенсор сигнал сигнализатор сигнализация синтезатор сирена система сопротивление стабилизатор схема счетчик таймер тахометр тв телефония термометр тестер тиристор тормоз тракт транзистор трансивера трансформатор триггер тюнер укв управление усилитель частота частотомер часы шифратор эквалайзер элемент
     
    Главная | Регистрация
    Рейтинг@Mail.ru