Первые выпускаемые автомобили ВАЗ-2108-09 не оснащались тахометрами. Будущему владельцу предлагалось на слух определять обороты работы двигателя, а также холостой ход. Ситуация можно было решить приобретением цифрового тахометра или любого другого схожей конструкции. Цифровые тахометры дают достаточно точную индикацию оборотов двигателя, но при вождении мелькание двух-трех цифр не может дать водителю точной информации о том, в каком диапазоне оборотов работает двигатель и к какому пределу приближается. Здесь более удобна круговая диаграмма с разноцветными зонами, по типу стрелочного тахометра.
Принципиальная схема такого тахометра показана на рисунке. В основе лежит "квазианалоговый" принцип построения. Практически это упрощенный цифровой частотометр, но индикация происходит только в старшем разряде, индикация десятичная. Всего девять светодиодов, каждый из которых сигнализирует определенный диапазон частот вращения. Протяженность каждого поддиапазона - 750 об/мин.
Все светодиоды, по цвету разделены на три сектора: зеленые (VD3-VD6) - индицируют работу умеренную двигателя в пределах от холостого хода 750 об/мин до 3000 об/мин, желтые (VD7-VD9) - работу двигателя в режиме разгона от 3750 об/мин до 5250 об/мин. И последний красный сектор (VD10-VD11) - индицирует нежелательный режим работы - от 6000 об/мин и более.
Роль генератора образцовой частоты возложена на мультивибратор на элементах D1.1 и D1.2. Мультивибратор вырабатывает импульсы с периодом в 0,4 сек. При этом во время отрицательной полуволны (которая должна быть длительностью 0,2 сек) происходит открывание элемента D1.3 и подсчет импульсов, поступающих от встроенной микросхемы датчика Холла системы зажигания.
С наступлением положительной полуволны элемент D1.3 закрывается и счет прекращается. Одновременно открывается транзисторный ключ на транзисторах VT1 и VT2 и подается питание на светодиоды. В этот момент будет гореть только один светодиод, соответствующий результату измерения.
Затем проходит некоторое время, нужное для зарядки конденсатора С3 через R5 до напряжения логической единицы, и счетчик D3 устанавливается в нулевое положение. Все светодиоды гаснут. К этому времени заканчивается положительная полуволна, поступившая с выхода мультивибратора, и начинается новый цикл измерения (одновременно закрывается ключ на VT1 и VT2).
Счетчик D2 может показаться лишним, без него можно было бы уменьшить время цикла измерения, но в этом случае возрастет погрешность индикации и в режиме низких оборотов может составить около 100%, что в данном случае не приемлемо.
Безусловно, такой частотометр с RC-элементами в образцовых цепях не может обеспечить высокую точность измерения, особенно если учитывать нестабильность температуры в салоне автомобиля Но от него высокой точности и не требуется, важно то, что он позволяет визуально во время движения определить режим работы двигателя.
Реальный прибор имеет еще девять разноцветных светодиодов, которые включены параллельно и через гасящий резистор на 100 Ом подключены к борт-сети машины. Они прямоугольные, импортного производста. Расположение их в линейку позволяет получить светящуюся шкалу с разноцветными секторами, над которой перемещается круглая точка - стрелка (переключаются светодиоды VD3-VD11) изменяющая свой цвет под цвет зоны в которой находится. Резистор R18 и гасящий резистор в цепи дополнительных светодиодов подбираются таким образом, чтобы стрелка светилась значительно ярче чем шкала.
Микросхемы серии К561 можно заменить на аналогичные серии К176 или К564. Монтаж объемный в пластмассовой коробке. Все светодиоды установлены в отверстия и пропилы в её торце, а микросхемы приклеены клеем "Момент" к её дну "вверх ногами". Монтаж ведется на выводах микросхем и светодиодов. R3 закреплен в отверстии в задней стенке коробки.
Светодиоды могут быть любыми соответствующих цветов, или даже окрашенные индикаторные лампочки с гибкими проволочными выводами.
Стабилитрон VD1 - любой маломощный на 8-10В Все транзисторы КТ815 можно заменить на КТ315 (но только в том случае, если используются светодиоды а не лампы).
В процессе настройки нужно установить длительность отрицательной полуволны на выходе D1.2 величиной 0,2 секунды подстройкой R3, а затем подобрать номинал R5 таким образом чтобы обнуление счетчика D3 происходило через 3/4 длительности положительной полуволны. Большой надобности в диоде VD2 нет - он служит чтобы не перепутать полярность питания при подключении тахометра к борт-сети (через замок зажигания).
Проверить правильность настройки можно если подать на вход тахометра прямоугольный сигнал от генератора частотой 100 Гц, при этом должен загореться VD6. Если это не так нужно заново подстроить R3, а затем R5.