Несмотря на свою простоту автосторож срабатывает от качания, вибрации автомобиля и от перепада напряжения при попытке включения зажигания, блокирует систему зажигания, сигнализирует прерывистым звуковым сигналом, распознает хозяина по наличию брелока. И практически, не уступает по эффективности промышленным системам средней дороговизны. Алгоритм работы таков: включение питания производится потайным тумблером S1 (рисунок 2). Затем следует выдержка в 25-30 секунд, в течении которой система не реагирует на датчики.
Эта выдержка нужна на выход из салона, запирание дверей, багажника. После выдержки система переходит в дежурный режим. При срабатывании немедленно раздается прерывистый звуковой сигнал, который звучит в течении 19,5 секунд, а частота прерывания - 2 Гц. При попытке завести двигатель и уехать включается блокировка зажигания, которая замыкает конденсатор классической системы зажигания и делает её не работоспособной. По окончании 19,5 секунд система переходит в исходное состояние до следующей попытки пустить двигатель или до следующего срабатывания контактного датчика.
Для отключения системы владельцем служит геркон, установленный в укромном месте за стеклом, например за какой-нибудь наклейкой на стекле. Владелец должен прикоснуться к этому месту магнитным брелоком от ключей. Но при этом сигнализация полностью не отключается, а только переходит в режим 30-секундной выдержки, в течении которой владелец должен отключить её изнутри салона потайным тумблером
Принципиальная схема автосигнализации показана на рисунке 1. В основе часовая микросхема К176ИЕ12. Она содержит кварцевый мультивибратор, вырабатывающий импульсы частотой 32768 Гц, и два счетчика делящих эту частоту для получения секундных, полсекундных и минутных импульсов. Минутный счетчик имеет отдельный вывод для установки в нуль.
Счетчики микросхемы D1 включены последовательно. Импульсы частотой 2 Гц с вывода 6 первого счетчика поступают на вход второго, минутного счетчика (вывод 7). Минутный счетчик работает таким образом, что после снятия сигнала обнуления (вывод 9) единица на его выходе (вывод 10) появляется через 19,5 секунд (при условии, что на его вход поступает сигнал частотой 2 Гц).
В исходном состоянии он находится именно в таким положении, при этом единичный уровень с его выхода поступает на R-вход первого счетчика и блокирует. Для "спуска системы" нужно на вход R минутного счетчика (вывод 9) подать положительный импульс. Это самое и происходит в тот момент когда срабатывает датчик.
Датчик сделан на операционном усилителе А1 и микроамперметре Р1. Как известно магнитная система микроамперметра очень чувствительна к вибрациям или изменениям положения его корпуса. Достаточно легкого толчка или наклона чтобы его стрелка качнулась, а этого уже достаточно для наведения в его измерительной рамке некоторой ЭДС, которая усиливается до логического уровня операционным усилителем А1.
Для контроля за зажиганием служит цепь R1C1 которая подключается через контакт 1 к точке подключения плюса питания на катушку зажигания (клемма катушки - И+Б"). При работе зажигания в этой точке имеются перепады напряжения, которые усиливаются ОУ А1 и преобразуются в отрицательные импульсы.
При срабатывании датчика на выходе А1 появляются импульсы, которые цепью R8C4 преобразуются в отрицательные импульсы. Эти импульсы через инвертор D2.2 поступают на вход "R" минутного счетчика и устанавливают его в нулевое положение. При этом на выходе счетчика также устанавливается нуль. Первый счетчик разблокируется и начинает генерировать импульсы частотой 2 Гц.
Одновременно нуль с выхода минутного счетчика поступает на ключ на VT3 и отключает питание операционного усилителя, таким образом исключая зацикливание системы (зацикливание может возникнуть от акустических волн, распространяющихся по кузову от звукового сигнала и от импульсов напряжения которые могут быть восприняты датчиком).
В это время импульсы частотой 2 Гц проходят через элементы D2.2 и D2.3 и поступают на ключ на VT1, в коллекторной цепи которого включается реле звукового сигнала Y2, которое своими контактами подает питание на штатный или дополнительный автомобильный сигнал - А.С. (см. рисунок 2). Отрицательный импульс длительностью 19,5 секунд инвертируется элементом D2.4 и открывает транзисторный ключ VT2 (рисунок 1), в коллекторной цепи которого включено реле Y1 (рисунок 2), замыкающее своими контактами конденсатор С системы зажигания, блокируя её таким образом.
Рис.2Выдержка времени после включения образуется за счет времени заряда конденсатора С6 через резистор R11. В момент включения питания С6 заряжается через R11, на это уходит примерно 30 секунд, и в течении этого времени элементы D2.1 и D2.3 оказываются закрытыми, делая сигнализацию невосприимчивой к сигналам датчика. За это же время счетчики микросхемы D1 успевают установиться в исходное положение (при включении питания они могут оказаться в любом положении).
Геркон подключается параллельно конденсатору С6. При поднесении к нему магнита его контакты замыкаются и разряжают С6 переводя сигнализацию в режим выдержки времени.
Микросхему К176ЛЕ5 можно заменить на K561ЛE5. Транзисторы - с любыми буквенными индексами. Электромагнитные реле автомобильные на 12 В с замыкающими контактами - типа 90.3747. Обычные реле типа РЭС10 или РЭС22 использовать не рекомендуется, поскольку их контакты не рассчитаны на такой высокий ток. Геркон любого типа, например КЭМ-1, с замыкающими контактами.
Стабилитрон VD1 на 8-10В, диод VD2 - любой выпрямительный. VD2 можно исключить, он нужен только для того, чтобы при установке не перепутать полярность питания и не испортить микросхемы. Микроамперметр Р1 - типа М47 или М470 от кассетных магнитофонов, радиоприемников, другой аппаратуры. Его корпус нужно вскрыть и утяжелить стрелку небольшим грузиком, например шайбой М2, затем корпус склеить и располагать индикатор стрелкой вниз, так чтобы она могла качаться как маятник.
На рисунке 2 показана схема подключения сигнализации к классической контактной системе зажигания заднеприводных "жигулей", "волг" или "москвичей". Схема подключения звукового сигнала может отличаться, в любом случае контакты Y2 можно подключить параллельно кнопке звукового сигнала.
Резистор R5 служит для установки чувствительности инерционного датчика (в дождливую и ветрен ную погоду чувствительность устанавливают поменьше, в хорошую погоду - побольше).