Автосторож предназначен для охраны и противоугонной блокировки легкового автомобиля, оснащенного классической контактной системой зажигания. Автосторож переходит в режим охраны через 16 секунд после включения питания. Реагирует на замыкание контактных датчиков — дверных выключателей, на включение зажигания. При срабатывании переходит в режим сигнализации незамедлительно, одновременно создает иллюзию неисправности системы зажигания или карбюратора.
Сигнализация и блокировка продолжается 16 секунд или все время пока пытаются завести машину. Затем автосторож переходит в исходный дежурный режим. Отключение — при помощи тумблера, включенного в цепи питания, но до этого владелец машины должен перевести автосторож в режим 16-ти секундной выдержки, для этого нужно постоянным магнитом воздействовать на геркон, установленный за стеклом в известном только водителю месте.
При этом зажигается сигнальный светодиод и у водителя есть 16 секунд для отключения автосторожа при помощи потайного тумблера, расположенного в салоне (или под капотом, в багажном отделении).
Принципиальная схема показана на рисунке 1. Шестнадцатисекундную выдержку создает схема из мультивибратора D1.1, D1.2 и счетчика D2. В момент включения питания зарядный ток С1 устанавливает триггер D1.3, D1.4 в нулевое состояние. При этом диод VD4 шунтирует вход электронного ключа на VT2 и VT3 и не пропускает на него импульсы с мультивибратора D1.1, D1.2.
Одновременно импульсы с выхода мультивибратора поступают на вход С счетчика D2 и тот считает до 16-ти. Поскольку частота импульсов равна 1 Гц на это уходит 16 секунд. Но этот отсчет начинается только после того как будет снят единичный уровень с входа R счетчика D2 (закрыты двери).
Как только D2 установится в состояние "16" на его выводе 11 будет логическая единица, она заблокирует мультивибратор и одновременно сформирует короткий импульс (цепь С4, R9) который установит триггер в единичное состояние. Теперь вход транзисторного ключа VT2, VT3 не блокируется, а светодиод (ключ VT4) погашен. Включен ждущий режим.
При открывании двери катод VD1 соединяется с минусом питания и VT1 открывается, на резисторе R3 появляется напряжение единичного уровня. Тоже самое происходит при включении зажигания, при этом напряжение бортовой сети от замка зажигания поступает на этот резистор через VD2, R4. (стабилитрон VD3 ограничивает напряжение на выводе 13 D2, исключая пробой микросхемы).
В результате единица поступает на вход R D2 и счетчик устанавливается в нулевое состояние. На его выходе устанавливается нуль и мультивибратор D1.1, D1.2 запускается. Триггер D1.3, D1.4 находится в единичном состоянии и импульсы беспрепятственно проходят на ключ VT2, VT3, в коллекторной цепи которого включены реле Р1 и Р2 (рисунок 2). Контакты Р2 замыкают кнопку звукового сигнала автомобиля и таким образом создают звуковую прерывистую сигнализацию.
Рис.2Контакты Р1 замыкают контакты прерывателя системы зажигания и нарушают искрообразование. Как только D2 установится в положение 16 сигнализация прекратится и схема перейдет в ждущий режим.
Для выключения служит геркон SF1 (рисунок 2), он подключается параллельно конденсатору С2 (рисунок 1). При замыкании его контактов триггер D1.3 D1.4 устанавливается в нулевое состояние и блокирует вход ключа VT2 VT3. При открывании двери схема будет работать так же как после включения питания.
Автосторож смонтирован на одной печатной плате (рисунок 3) с односторонней фольгировкой. Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить на К176ЛЕ5, микросхему К176ИЕ1 на К561ИЕ10. но при этом изменится разводка платы.
Номиналы всех резисторов и конденсаторов могут отличаться в пределах 30%. От номиналов С1 и R6 зависят временные характеристики устройств. Транзистор КТ502 можно заменить на любой маломощный транзистор p-n-p, например на КТ361, КТ3107, МП39-МП42.
Стабилитроны VD5 и VD3 любые на 8-10В. Диод VD6 любой выпрямительный, VD1, VD2, VD4 - КД503, КД522, КД510. VD4 можно заменить и на Д9, Д18. Светодиод — любой. Реле Р1 и Р2 — типа 90.3747-10.
Рис.3