Штатные автомобильные стоп-сигналы включаются при нажатии на педаль тормоза, и таким образом предупреждают водителя сзади идущего автомобиля о снижении скорости. В реальных условиях опытный водитель крайне редко использует тормозную систему (только для окончательной остановки или в экстренном случае), по большей части замедление выполняется торможением двигателем, путем перехода на более низкие передачи и отпускания педали газа. В результате, о таком торможении никак не предупреждается водитель идущего сзади автомобиля, и это в условиях скользкой дороги может привести к столкновению.
Сделать так, чтобы при торможении двигателем включались стоп-сигналы таким же образом как и при торможении тормозом, можно если дополнить электрооборудование машины простой схемой на двух электромагнитных реле (рисунок 1). Во время движения автомобиля при нажатой педали акселератора на электроклапан карбюратора типа "Солекс" поступает напряжение, и он остается открытым.
Параллельно этому клапану включена обмотка реле Р1. И в это время его контакты К1 находятся в разомкнутом состоянии (в противоположном, показанному на схеме). При отпускании педали газа начинается торможение двигателем и подача тока на клапан прекращается. В результате реле Р1 обесточивается и переходит в показанное на схеме положение.
При этом ток поступает на обмотку Р2 и его контакты, включенные параллельно выключателю стоп-сигналов, включают лампы стоп-сигнала. При окончании торможения двигателем, или при нажатой педали сцепления, включении нейтрали, на клапан поступает напряжение от ЭПХХ и он открывается. Это же напряжение поступает и на реле Р1, которое размыкает свои контакты и выключает питание Р2, а то выключает стоп-сигналы.
Автолюбители часто оснащают свои автомобили дополнительными фонарями стоп-сигнала, устанавливаемыми в салоне перед задним стеклом. Обычно эти фонари подключают параллельно штатным стоп-сигналам. Но можно сделать так, что эти фонари будут гореть не только тогда, когда горят основные, но тогда, когда выполняется торможение двигателем (рисунок 2).
На обеих схемах проводник, обозначенный "К+ пит. системы заж." подключается к плюсу бортовой сети автомобиля после замка зажигания, так чтобы при выключенном зажигании напряжение на обмотку реле Р2 не поступало. Проще всего на автомобиле ВАЗ подключить этот провод к контакту катушки зажигания, обозначенному как "+Б", но можно и к замку зажигания, как покажется удобнее.
Электромагнитное реле Р1 — РЭС10 или другое малогабаритное и маломощное, с переключающими контактами, с небольшим током обмотки, на напряжение 8-12В, например из РЭС 55, РЭС15. Автомобильное реле в качестве Р1 использовать не желательно, поскольку его обмотка потребляет большой ток и создает дополнительную нагрузку на ЭППХ.
Реле Р2 — автомобильное, с замыкающими контактами.