Мультиметры
Частотомеры
Приемники
Микросхемы
Радиостанции
Антенны
Тестеры
Аудио
CD-плееры
Усилители
Телефония
Источники питания
Лампы
Стабилизаторы
Генераторы
Таймеры
Датчики
Охранные устройства
Сигнализации
Реле
Индикаторы
Сигнализаторы
Гирлянды
Часы
Дистанционное управление
Передатчики
Регуляторы
Управление устройствами
Управление освещением
Управление нагрузкой
Измерительные устройства
Авто
Разное

Мультиметр проверяет кварцы
 
Речевой оповещатель
 
Радиовещательный приемник на микросхеме
 
Схема автомобильных часов-таймера
Категория: Авто / Часы
Схема автомобильных часов-таймера

Существенное достоинство этих автомобильных часов перед другими подобными конструкциями в том, что они показывают не только текущее время, но и общее время в пути, которое затрачено на всю поездку, а также время непрерывного движения автомобиля (в течении которого двигатель включен). Это очень удобно при дальних поездках, поскольку дает возможность рационально распределить время для отдыха, и таким образом, снизить утомляемость за всю поездку.

Часы содержат три модуля таймер текущего времени, таймер времени в пути, и таймер времени непрерывного движения. При этом таймер времени непрерывного движения запускается автоматически при включении зажигания, и сбрасывается тоже автоматически, если двигатель заглушён более пяти минут. Показания счетчика времени в пути сбрасываются только в ручную при помощи кнопки (кнопка с фиксацией, она же служит и для запуска этого таймера).

Кроме этого в состав часов входит простой будильник, который служит для установки времени отдыха (если это требуется). Будильник срабатывает через 10-90 минут после запуска (зависит от положения переключателя "Установка будильника"). Таким образом можно выбрать время для отдыха от 10 минут до 90 минут, с шагом в 10 минут.

Часы содержат общий модуль и три таймерных модуля. Принципиальная схема таймерного модуля текущего времени показана на рисунке 1.

Принцип работы часов-таймера:

Он представляет собой узел часов без генератора минутных импульсов. Имеются два счетчика — счетчик минут на микросхемах D1 и D2, считающий до 60-ти, и счетчик часов на D3 и D4, считающий до 24-х. Счет этого счетчика до 24-х ограничен при помощи двух диодов VD1 и VD2, которые совместно с резистором R1 образую логический элемент "И". Как только D3 досчитывает до 4 на его выводе 3 появляется единица (D3 - К176ИЕ4).

Такая же единица появляется на выводе 3 D4, когда он досчитывает до 2-х (D4 - К176ИЕЗ). Как только эти оба события совпадают по времени (а бывает это только тогда, когда счетчики в общем досчитали до 24-х), оба диода VD1 и VD2 закрываются и через резистор R1 на входы "R" этих микросхем поступает единичный логический уровень. В результате оба счетчика обнуляются, и после показания "23-59* следует "00-00".

Рис.2
Схема автомобильных часов-таймераПринципиальная схема таймера времени в пути показана на рисунке 2. Его отличие от таймера текущего времени состоит в том, что его часовой счетчик выполнен на микросхемах К176ИЕ4 без схем ограничения счета. В результате этот счетчик считает до 99-часов и показывает фактическое время в пути даже если это четверо суток. Кроме того этот таймер имеет вывод обнуления (вывод 7) при помощи которого его можно сбросить в нуль (перед началом поездки) или заблокировать.

Принципиальная схема таймера времени непрерывного движения показана на рисунке 3. Он отличается от таймера времени в пути тем, что выполнен на трех микросхемах, и работает до 9-59 (больше времени нахо-дится за рулем без отдыха крайне не рекомендуется).

Общая схема показана на рисунке 4. На микросхеме D1 выполнен генератор секундных, минутных и звуковых импульсов. Микросхема D1 — К176ИЕ12 содержит кварцевый генератор с внешним резона-тором и универсальный счетчик-делитель, который формирует импульсы нужной частоты. Минутные импульсы с вывода 10 D1 поступают на входы все трех таймеров.

Секундные импульсы (с вывода 4 D1) служат для предустановки счетчиков текущего времени при помощи кнопок S1 и S2. При нажатии на S1 начинают изменяться показания часов с частотой 1 Гц, при нажатии на S2 — таким же образом изменяются показания минут.

Рис.3
Схема автомобильных часов-таймераКнопки S3 и S4 служат для ручной установки счетчиков таймеров времени в пути и непрерывного движения в нуль. При включенном зажигании напряжение от замка зажигания через диод V03 поступает на базу VT2 и транзисторный ключ на VT1 и VT2 открывается. В результате поступает напряжение на светодиодные индикаторы таймеров и включается индикация.

Одновременно уровень логической единицы поступает на R-вход счетчика D3 и удерживает его в нулевом состоянии несмотря на то, что на его вход С через D2.1 поступают минутные импульсы от D1. На выводе 1 D3 постоянно держится нуль и диод VD1 оказывается закрытым. При выключении зажигания ключ на VT1 и VT2 закрывается и питание на индикаторы не поступает.

На входе R D3 также устанавливается логический ноль и счетчик D3 начинает считать поступающие на его вход минутные импульсы. После того как он досчитает до 5-ти единица с его выхода (вывод 5) откроет диод VD1 и обнулит счетчик таймера времени непрерывного движения. При этом элемент D2.1 закроется импульсы на вход D3 больше поступать не будут.

Счетчик останется в состоянии "5", а счетчик времени непрерывного движения принудительно будет удерживаться в нулевом положении. Таким образом через 5 минут после выключения зажигания таймер времени непрерывного движения обнулится. Возобновит свою работу он сразу же после включения зажигания.

Рис.4
Схема автомобильных часов-таймера

Будильник сделан на счетчиках D4 и D5. D4 делит частоту минутных импульсов на 10 и по-этому на его выходе получаются уже импульсы, период которых равен десяти минутам. Эти импульсы поступают на второй счетчик D5, коэффициент деления которого можно изменять при помощи переключателя S6.

Таким образом, когда D5 устанавливается в то состояние, на которое установлен S6 на резисторе R4 появляется единица, она инвертируется элементом D2.2 и открывает элемент D2.3 через который импульсы частотой 1024 Гц с вывода 11 D1 поступают на транзисторный ключ VT3, в коллекторной цепи которого включен звуко-излучатель. Будильник включается и выключается выключателем S5, когда его контакты замкнуты оба счетчика D4 и D5 обнулены и не функционируют. При размыкании его контактов они начинают работать.

Транзисторы КТ815 можно заменить на КТ503, КТ601-КТ604. Транзистор КТ814 — на КТ816. Вместо стабилизатора КР142ЕН5А можно использовать КР142ЕН8А, при этом стабилитрон VD2 нужно исключить, а вывод 2 А1 непосредственно соединить с общим минусом. Звукоизлучатель В1 — динамический капсюль от телефонного аппарата.

Диоды КД521 можно заменить на любые аналогичные. Светодиодные индикаторы любые с общим анодом, но желательно с небольшим прямым током, иначе потребуется устанавливать промежуточные транзисторные ключи между ними и выходами микросхем-счетчиков.



Поделитесь с друзьями ссылкой на схему:




Чем удобнее всего паять?


 
  • Цифровые часы-будильник
  • Схема электронных приборов на микросхеме К561ЛА7 (К176ЛА7)
  • УКВ-ЧМ диапазон приемника
  • Схема входного усилителя низкочастного частотомера
  • Микросхема К561ЛЕ5 (К176ЛЕ5)
  • Схема входного делителя частотомера
  • Схема бесконтактной системы зажигания (БСЗ) а/м Москвич
  • Микросхемы К561ТР2, К561ТМ2
  • Схема источника трехфазного напряжения
  • Микросхемы TDA8362, TDA8395, TDA4661, TDA4665
  • Схемы одновибраторов
  • Схема цифровых часов-будильника
  • УКВ-ЧМ приемник на ТА2003Р
  • Схема аналогового тахометра на светодиодах
  • Цифровые микросхемы серий К561, К176
  • Схема простого коммутатора зажигания
  • Всеволновый УКВ-ЧМ радиоприемник
  • Схема беспроводных наушников
  • УКВ ЧМ приемник на микросхеме К174ХА2
  • Схема генератора высоковольтных импульсов
  • Симметричный мультивибратор
  • Двухдиапазонный УКВ ЧМ приемник
  • Микроконтроллерная система управления трехфазным двигателем
  • Схема электронной системы зажигания автомобиля Москвич
  • Мультиметр проверяет кварцы
  • Схема регулятора температуры воды
  • DC-DC Преобразователь
  • Схема простого УМЗЧ на микросхеме К548УН1А
  • Автомобильный вольтметр
  • Импульсный высоковольтный генератор
  • Схема простого прерывателя лампы накаливания
  • usb ДУ ЗУ авто автомагнитола автомат адаптер аккумулятор антенна аудио блокиратор будильник видео генератор геркон гирлянды датчик двигатель декодер диапазон динамик дублер емкость зажигание замок зарядка звонок измерение импульс индикатор источник камера катушка клаксон кнопка конвертер конденсатор контур корпус лампа лдс механизм микросборка микросхема микрофон модулей мощность мультивибратор мультиметр наблюдение нагрузка напряжение насос обмотка одометр оптореле освещение охрана передатчик питание плата преобразователь прибор приемник приставка пробник программатор пульт радиоканал радиостанция разветвитель разъем регулятор реле ремонт светодиод сенсор сигнал сигнализатор сигнализация синтезатор сирена система сопротивление стабилизатор схема счетчик таймер тахометр тв телефония термометр тестер тиристор тормоз тракт транзистор трансивера трансформатор триггер тюнер укв управление усилитель частота частотомер часы шифратор эквалайзер элемент
     
    Главная | Регистрация
    Рейтинг@Mail.ru