Часто автолюбители оснащают свои автомобили дополнительными сигналами торможения, — дополнительными фонарями, которые устанавливаются за задним стеклом и дублируют штатные лампы стоп-сигналов автомобиля. Большинство этих устройств только дублируют стоп-сигналы автомобиля — включаются и выключаются одновременно с ними.
Более редки электронные стоп-сигналы, представляющие собой корпус, в котором расположен набор электроламп, переключаемых при помощи электронного устройства.
В результате, при начале торможения загорается одна лампа, а затем, как-бы полоска света, удлиняется в результате последовательного зажигания остальных ламп. При отпускании педали тормоза лампы, также последовательно гаснут.
Принципиальная схема одного из таких самодельных устройств показана на рисунке.
Принцип работы электронных стоп-сигналов:Устройство имеет плоский черный корпус с узким и длинным светофильтром красного цвета (используется корпус от простого дополнительного фонаря турецкого производства). В этом корпусе вряд устанавливается семь сигнальных ламп, в такой последовательности (слева на право): Н7, Н5, Н3, Н1, Н2, Н4, Н6.
В момент нажатия на педаль тормоза поступает напряжение на штатные лампы стоп-сигналов автомобиля, и одновременно на лампу Н1, которая загорается сразу-же. В этот момент начинает заряжаться конденсатор С1 через резистор R1, и как только напряжение на С1 достигнет единичного логического уровня, единичный уровень установится на выходе элемента D1.2. При этом отроется транзисторный ключ на VT1 и VT2 и включатся две лампы Н2 и Н3.
Произойдет это через некоторое время после включения лампы Н1, которое зависит от параметров RC-цепи R1, C1.
Далее, единица с выхода D1.2 через резистор R2 поступит на конденсатор С2, и он начнет заряжаться. Как только он зарядится до напряжения единичного логического уровня, единица появится на выходе D1.4 и откроется транзисторный ключ на VT3 и VT4, а следовательно, включатся лампы Н4 и Н5. Это произойдет через некоторое время после включения ламп Н2 и Н3, которое определяется параметрами цепи R2, C2.
Затем, единичный уровень поступает на R3, и начинает заряжаться С3, как только он зарядится до единичного уровня единица установится на выходе D1.6 и откроются транзисторы VT5 и VT6, включатся лампы Н6 и Н7.
Таким образом, при нажатии на педаль тормоза зажигается сразу же лампа Н1, затем с некоторой задержкой Н2 и Н3, затем Н4 и Н5, и в конце концов Н6 и Н7. При отпускании педали тормоза сначала гаснет Н1, затем Н2 и Н3, затем Н4 и Н5, и в последнюю очередь гаснет Н6 и Н7.
Подключается устройство при помощи трех проводов, на два поступает питание от бортовой сети, и на один поступает напряжение от штатных ламп автомобиля.
Возможно упрощенное подключение, при котором используются только два провода, но схема работает немного иначе: при нажатии на тормоз лампы загораются последовательно, но при отпускании гаснут все сразу. В этом случае нужно точки "масса" и "+12 Vм подключить параллельно штатным лампам стоп-сигнала, а точку соединения R1 и Н1 подключить к точке "+12V". При этом питание на схему будет подаваться только при нажатии на педаль тормоза. Эффект будет хуже, но не придется тянуть провод через салон к плюсу борт-сети.
Что касается деталей, номиналы всех резисторов и конденсаторов могут отличаться в достаточно больших пределах (до 30% и более). Конденсаторы должны быть на напряжение не менее 16В.
Время задержки включения ламп можно установить по желанию подбирая номиналы соответствующих RC-цепей, проще — резисторов R1-R3, но возможно и конденсаторов С1-С3. Лампы — сигнальные автомобильные, такие как в задних фонарях автомобиля, или другие аналогичные.
Сборка:Электронная часть конструкции монтируется на одной малогабаритной печатной плате из стеклотекстолита толщиной 1,5-2 мм с односторонней фольгировкой. Разводка и монтажная схема платы показаны на рисунках.