При разработке этого прибора ставилась задача создать как можно более простое цифровое устройство, при помощи которого можно отрегулировать карбюратор и оперативно наблюдать за режимом работы двигателя во время движения. В результате получилась схема, работающая на принципе простого частотомера. Цифровой тахометр, практически измеряет частоту замыкания контактов прерывателя распределителя зажигания.
Скорость вращения валика прерывателя автомобиля в два раза больше скорости вращения коленчатого вала двигателя (имеется ввиду четырех-цилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель). В результате, при фактической частоте вращения коленчатого вала 1000 об/мин. контакты прерывателя замыкаются с частотой 33 Гц. При 6000 об/мин. — 200 Гц.
Для того, чтобы при двухразрядной индикации (тахометр показывает только сотни и тысячи оборотов) показания соответствовали фактической частоте вращения (деленной на 100) Необходимо время счета импульсов, поступающих от прерывателя, установить равным 0,3 сек. Еще примерно 0,3 сек. идёт на время' индикации. В результате общее время измерения около 0,6 сек.
Принцип работы тахометра: Импульсы от прерывателя поступают на подавитель дребезга — одновибратор на элементах D 1.1 и D1.2. С его выхода импульсы поступают на счетный вход двухразрядного десятичного счетчика на микросхемах D2 и 03.
На вторых двух элементах микросхемы D1 собрано устройство управления, которое представляет собой мультивибратор. Параметры цепи R4, C2 подбираются Таким образом, чтобы длительность положительного перепада на выходе элемента D1.4 была равна 6,3 сёк. Во время этого перепада элемент D1.2 Открывается и импульсы с выхода одновибратора (от прерывателя) поступают на счетчик.
Во время отрицательного перепада поступление импульсов на вход счетчика D2 прекращается (элемент D1.2 закрыт). Зато открывается транзистор VT2 и включается индикация. Таким образом индикатор тахометра мигает, во время счета (0,3 сек.) он погашен, а во время следующего полупериода на выходе мультивибратора D 1.3, D1 4, он включается. Получается 0,3 сек. на измерение, и примерно 0,3 сек. на индикацию.
Обнуление счетчика происходит во время перехода уровня на выходе элемента D1.4 с нулевого в единичный. В это время цепью C5R7 формируется короткий импульс, который поступает на входы R счетчиков.
Питается тахометр напряжением 9В, получаемым от бортовой сети автомобиля при помощи стабилизатора на транзисторе VT1. Индикаторы могут быть любые светодиодные семисегментные с общим катодом, или электровакуумные типа ИВ-3, ИВ-6. В этом случае VT2 можно исключить, на уровень с выхода D1.3 подавать на соединенные вместе сетки этих индикаторов.
Настройка: Настройка заключается в подборе R4 таким образом, чтобы длительность положительного перепада на выходе элемента D1.4 была равна 0,3 сек. Проще это сделать так: нужно на вход тахометра подать сигнал частотой 50 Гц (от сети через понижающий трансформатор), и подобрать R4 таким образом, чтобы прибор показывал "15" (1500 об/мин.).
Если счетчики будут давать сбои при обнулении может потребоваться подбор номинала R7 или С5.