Описываемая охранная система собрана на широкодоступной элементной базе и предназначена для противоугонной блокировки автомобиля с классической контактной системой зажигания. Охранная система работает таким образом: включение производится при помощи тумблера, который нужно установить в секретном месте в салоне автомобиля. Этот тумблер включает питание системы.
Принцип работы противоугонного блокиратора:После включения загорается светодиод, который удобно разместить на приборной панели машины так, чтобы его было хорошо видно снаружи. Постоянное горение светодиода говорит о том, что система отрабатывает выдержку времени после включения питания, примерно 40 секунд. Это время дается на выход из салона, закрывание дверей, и т.д.
Затем, по истечении этого времени, система переходит в охранный режим. При этом светодиод начинает мигать. Все время пока система включена светодиод мигает.
При открывании двери контакты выключателей включения света в салоне (штатные контакты ВАЗ) замыкаются (достаточно короткого однократного замыкания) и через, примерно три-пять секунд включается звуковая сигнализация, которая длится примерно 20 секунд. Время в три-пять секунд дается водителю для отключения сигнализации секретным тумблером. Через 20 секунд звучания система вернется в исходное состояние.
Если вор, несмотря на работу звуковой сигнализации, остался в салоне и пытается завести автомобиль при помощи ключа, замыканием проводов, или другим способом, каждый раз как только будет включатся зажигание будет включатся и звуковая сигнализация и блокировка системы зажигания.
Причем блокировка построена таким образом, что несмотря на поступление всех напряжений на катушку зажигания, процесс искрообразования не происходит, и завести машину невозможно даже путем подачи напряжения на катушку зажигания непосредственно от аккумулятора.
Принципиальная схема охранной системы показана на рисунке 1. Всего в схеме используются две микросхемы КМОП — К561ЛЕ5.
В момент включения питания конденсатор С1 начинает заряжаться через резистор R4 (на это уходит примерно 40 секунд). В это время мультивибратор на элементах D2.3 и D2.4 заблокирован зарядным током этого конденсатора и не функционирует. Поэтому транзисторный ключ на VT3 остается открытым и светодиод, который включен в коллекторной цепи этого транзистора, горит постоянным светом.
При этом на выходе D2.2 удерживается нулевой логический уровень и транзисторный ключ на VT4 и VT5 закрыт, ток через реле звукового сигнала не протекает. Более того, во время этой выдержки закрыт входной элемент D1.1 и схема не реагирует на замыкание контактов дверных выключателей.
После того как C1 зарядится разрешается работа мультивибратора D2.3 D2.4 и начинает мигать светодиод, включенный в коллекторную цепь VT3. Открывается элемент D1.1 и схема готова к приему сигналов от датчиков.
При открывании двери катод диода VD1 (он подключен к цепи освещения салона) через контакты дверного выключателя соединяется с минусом (массой) бортовой сети. Это приводит к открыванию транзистора VT1 и на выводе 2 D1.1 появляется нулевой логический уровень. Единичный уровень с выхода этого элемента поступает на вход одновибратора на элементах D1.3 и D1.4, который построен по схеме RS-триггера с, RC-цепью R5, C2. Одновибратор вырабатывает положительный импульс, длительность которого зависит от параметров этой цепи.
Этот импульс поступает на вход элемента D2.1 через цепь R9C3, которая создает трех-пяти минутную задержку (нужна для выключения системы родителем при помощи секретного тумблера).
Затем, как только С3 зарядится до единичного логического уровня на выходе D2.1 устанавливается логический нуль и элемент D2.2 открывается, и пропускает через себя импульсы от мультивибратора на D2.3, D2.4 на транзисторный ключ на VT4 и VT5, который управляет цепью реле звукового сигнала автомобиля. В результате, в течении времени заряда С2 через R5 автомобиль издает прерывистый звуковой сигнал, а частота прерывания (около 2 Гц) зависит от параметров цепи R10, C4.
Как только это время закончится схема вернется в исходное охранное состояние, и сработает снова, если дверь опять откроют. При включении зажигания плюс бортовой сети поступает на анод диода VD2 (диод подключен к выходу замка зажигания) и транзистор VT2 открывается. На входах элемента Df.2 устанавливается нуль, а на его выходе единица.
Рис.2Эта единица поступает на ключ на транзисторах VT6 и VT7, на выходе кoтopoгo включено дополнительное реле (рисунок 2), которое своими контактами замыкает конденсатор С системы зажигания накоротко, и несмотря на работу контактов прерывателя ЛР импульсы тока в катушке зажигания не возникают (ток течет через нее постоянно), а в результате высокое напряжение - не индуктируется и зажигание не происходит.
В тоже время, единица с выхода D1.2 поступает на вывод 2 элемента D2.1 и включает звуковую сигнализацию. Схема подключения системы в автомобиле показана на рисунке 2.
Микросхемы К561ЛЕ5 можно заменить на К176ЛЕ5, но при этом стабилитрон VD3 должен быть на 8-10В. Транзисторы КТ604 можно заменить на КТ807, КТ815, КТ816. Транзисторы КТ315 — на КТ3102, КТ503. Транзистор КТ361 можно заменить на КТ3107, КТ502, МП39-МП42. Диоды КД521 — на КД522, КД503, КД102, КД103. Стабилитрон КД212 — любой маломощный на 11-14В (например Д814Д: Все номиналы (емкости и сопротивления) могу отличаться от указанных на 28-30%). Светодиод — любой видимого излучения.
Время задержки включения можно установить подбором номинала R4, время звучания R5, время задержки для отключения — R9, частоту прерывания — R10. Детали охранной системы смонтированы на одной печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5-2,5 мм с односторонней металлизацией (рисунок 3 и 4). На плате имеется одна перемычка.
Рис.3 и 4Если охранная система будет использоваться в автомобиле с электронной бесконтактной системой зажигания (типа ВАЗ-2108-2109) для того чтобы обеспечить блокировку системы зажигания потребуется реле, показанное на рисунке 2, заменить на реле с переключающими (пятиконтактное от ВАЗ-08) контактами и использовать размыкающую группу.
Её нужно включить в разрыв провода, идущего к 4-му контакту коммутатора. Когда охранная система выключена это реле будет обесточено и его контакты будут замкнуты, ток на коммутатор пойдет и система зажигания будет работать, но при срабатывании охранного устройства контакты реле разомкнутся и зажигание прекратится.
Если охранная система будет устанавливаться на автомобиль, не имеющий реле звукового сигнала потребуется еще одно реле, такое-же как на рисунке 2. Его обмотку нужно будет включить между выводом 4 (рисунок 2) и плюсом аккумулятора, а контакты включить параллельно штатной кнопке сигнала автомобиля.
Сделать так, чтобы срабатывание при открывании двери происходило без задержки можно если исключить цепь R9, С3, а выход элемента D1.3 непосредственно подключить к выводу 1 D2.1. При этом потребуется установить геркон, включить его параллельно С1 и вывести его на ветровое стекло или в другое место, так, чтобы на него можно было воздействовать магнитным брелком из вне машины. При этом система будет переходит в режим выдержки после включения питания.