В большинстве своем любительские автосигнализации выполняются на основе одновибраторов на микросхемах КМОП (логических элементах И-НЕ, ИЛИ-НЕ) с RC-цепями с большим сопротивлением и электролитическим конденсатором, при помощи которых получаются все необходимые временные интервалы. Не секрет, что электролитические конденсаторы отличаются малой термостабильностью и значительным разбросом емкости. При том используемые в этих цепях большие сопротивления создают ситуацию, когда даже незначительный конденсат, проникший на монтаж охранного устройства может его работу сделать полностью невозможной.
Попытки выйти из такого положения путем увеличения емкости конденсатора RC цепи с целью снижения сопротивления, приводят к тому, что после выключения питания конденсаторы еще довольно длительное время остаются заряженными и, фактически на входы элементов КМОП поступает напряжение (с этих конденсаторов) во время отсутствия напряжения питания, что может вывести эти микросхемы из строя.
Данная схема отличается тем, что в её времязадающих цепях не используются конденсаторы больших емкостей, а все интервалы формируются цифровым способом при помощи десятичного счетчика.
Принцип работы автосигнализации.Работает сигнализация так: Включение производится при помощи микротумблера, который должен быть расположен в известном только водителю месте салона. Этот тумблер подает питание на схему. После включения загорается индикаторный светодиод и начинает мигать с частотой 0,5 Гц. В течении 12-ти секунд после включения схема не реагирует на срабатывание датчика и позволяет водителю и пассажирам покинуть салон и закрыть все двери.
Затем система переходит в режим охраны (об этом сигнализирует непрерывное свечение светодиода). Датчик — инерционный, он практически совсем не реагирует на посторонние звуки, но очень чувствителен к даже самым легким наклонам и качанием, толчкам кузова и колес.
При срабатывании датчика сигнализация (прерывистый звуковой сигнал автомобильного зуммера) начинается сразу-же, без задержки на выключение. Длится это в течении 10-ти секунд, затем схема переходит снова в режим охраны, и готова опять сработать.
Для того, чтобы водитель мог "беззвучно" проникнуть в салон и выключить сигнализацию тумблером служит геркон (магнито-управляемый контакт от телефонного аппарата), который нужно установить прижав к стеклу машины изнутри, так чтобы на него снаружи можно было воздействовать постоянным магнитом-брелком.
При поднесении магнитного брелка к тому месту, где расположен геркон его контакты замыкаются и блокируют выход схемы. Теперь при срабатывании датчика схема 16 секунд не будет звучать, и в течении этого времени водитель должен выключить сигнализацию при помощи тумблера, в противном случае она сработает через 16 секунд (фактически геркон переводит схему в режим выдержки времени после включения питания).
Принципиальная схема сигнализации показана на рисунке. В момент включения питания зарядный ток С6 устанавливает триггер D3.3, D3.4 в нулевое состояние. При этом диод VD13 открывается и блокирует вход транзисторного ключа на VT1-VT2, исключая работу звукового сигнала.
В момент включения счетчик D2 разрядным током С7 установится в нулевое состояние. На вход С D2 поступают импульсы частотой 0,5 Гц с выхода мультивибратора на D1.1, D1.2. И счетчик считает, как только он досчитает до 6-ти триггер D3.3 D3.4 перекинется в единичное состояние и разблокирует вход транзисторного ключа. Затем счетчик перейдет в состояние 8 или 9 и заблокирует мультивибратор D1.1 D1.2 и откроет элемент D1.3. На все это уйдет 16 секунд.
Роль датчика Р1 выполняет микроамперметр М470 (или аналогичный) — индикатор уровня записи от кассетного магнитофона. Переделка индикатора состоит в следующем: его корпус осторожно вскрывают и утяжеляет его стрелку при помощи латунной шайбы М3 (стрелку до середины её длины наматывают на шайбу, как наматывают обмотку на ферритовые кольца). Затем корпус собирают, а шайбу со стрелкой подгибают таким образом, чтобы она не задевала ни за шкалу (шкалу можно удалить, — увеличится место для шайбы) ни за корпус. Рабочее состояние датчика — микроамперметр "вверх ногами".
При толчке или наклоне, стрелка - маятник качается и качает вместе с собой катушку микроамперметра. В результате в катушке наводится импульс ЭДС, который поступает на усилитель на операционном усилителе А1. Чувствительность датчика устанавливается вручную переменным резистором R4, регулирующим коэффициент усиления операционного усилителя.
На выходе А1 (на резисторе R6), при этом появляется короткий отрицательный импульс. Этот импульс через D1.3 проходит (и инвертируется) на вход R счетчика D2. Счетчик D2 переходит в нулевое состояние. В результате в точке соединения диодов VD11 и VD12 будет ноль, который поступает на вывод 6 D1.2. Это приводит к тому, что мультивибратор на D1.1 и D1.2 запускается и начинает вырабатывать импульсы частотой 0,5 Гц, которые поступают на вход С D2.
В течении времени, пока D2 считает от нуля до 5-ти на входе элемента D3.1 держится логическая единица, а это значит, что элемент D3.2 открыт и импульсы от мультивибратора проходят через него на вход транзисторного ключа на VT1 и VT2. В коллекторной цепи этих транзисторов включено реле звукового сигнала автомобиля. В результате, пока счетчик D2 считает от нуля до 5-ти работает звуковая прерывистая сигнализация (и мигает светодиод),
Для того, чтобы исключить зацикливание системы от акустической связи между зуммером автомобиля и датчиком Р1 имеется система блокировки, которая закрывает элемент D1.3 сразу после обнуления счетчика и открывает его только после поступления на счетчик 7-го импульса. Таким образом, пока работает звуковой сигнал, и еще 2 секунды после этого вход системы заблокирован. Схема блокировки входа выполнена на диодах VD8-VD10 и инверторе D1.4.
С поступлением 8-го импульса мультивибратор блокируется и система переходит в исходное положение.
Для предварительного отключения служит геркон, подключенный параллельно С6. При поднесении к нему магнита его контакты замыкаются и устанавливают триггер D3.3, D3.4 в нулевое состояние, в котором диод VD13 блокирует вход ключа на VT1 и VT2 делая работу системы беззвучной. В таком состоянии схема будет находится до первого срабатывания датчика, которое обязательно произойдет уже при отпирании дверного замка.
В течении всего времени пока D2 считает от нуля до 7-и сигнализация звучать не будет (при этом будет только мигать светодиод), и это дает время водителю на проникновение в салон и отключение сигнализации при помощи тумблера. Если этого не сделать система сработает уже через 16 секунд.
Операционный усилитель можно заменить на К140УД7, К153УД2, К140УД608, К140УД708 и другие аналогичные (можно даже взять один ОУ микросхемы К157УД2). Если использовать микросхемы серии К176 нужно поставить стабилитрон на 9-10 В (например Д818А) и увеличить R18 до 1 Ом.
Диоды КД521 можно заменить на любые другие маломощные, например КД102, КД103, КД503, КД522, Д9 и другие. Стабилитрон VD1 служит для защиты системы от выбросов напряжения бортовой сети, если машина движется с не выключенной сигнализацией. В принципе от него можно отказаться. Транзисторы КТ315 можно заменить на любые маломощные кремниевые, например КТ3102, КТ503, КТ312. Транзистор КТ815 — на КТ817, КТ807, КТ801.
Конденсатор С4 желательно использовать большей емкости, не менее 100 мкФ (100...1000 мкФ): С3 и С1 могут иметь емкость 5...30 мкФ. Конденсаторы на 0,1 мкФ могут иметь емкость в пределах 0,047...0,33 мкФ. Все резисторы на 33К могут быть в пределах 10...50 кОм. Резистор R17 — 330...1000 Ом. Остальные сопротивления могут отличаться в пределах 25%, но R1 и R2 должны быть равны.
От R7 и С5 зависит быстрота работы всего устройства, все временные периоды, так что их следует подобрать при настройке (удобнее всего подбирать R7)
Сборка.Монтаж выполнен без печатной платы. Взят пластмассовый корпус размерами 125x70x30ММ, состоящий из двух одинаковых половинок. К дну одной из них все микросхемы приклеиваются "вверх ногами" при помощи клея "Момент" (предварительно их нужно подписать и пометить первый вывод). Датчик устанавливается жестко в специально вырезанном отверстии по форме его корпуса. Весь монтаж ведется на выводах микросхем при помощи гибких выводов других элементов и тонких монтажных проводов (выделенных из ленточных кабелей, которыми ведется межблочный монта; в телевизорах).
Безусловно такой монтаж не так красив как на печатной плате, но он позволяет легко в схему вносить изменения и модернизации, И не требует химических работ.