Таймер, схема которого показана на рисунке, предназначен для выключения электроприбора или другой нагрузки, питаемой от электросети, через некоторое время, которое можно установить в пределах от одной до 99-ти минут. Благодаря использованию мощного электромагнитного реле на выходе прибор может управлять такими мощными нагрузками как стиральная машина, электропечь, электрочайник, обогревательный рефлектор.
Таймер очень прост в обращении: нужно при помощи двух круговых рукояток установить нужное время (десятки и единицы минут), а затем, предварительно подключив нагрузку, нажать на кнопку пуск. При этом напряжение подается на нагрузку и на сам таймер, и будет выключено через установленный рукоятками временной интервал. Выключение будет полное — отключится не только нагрузка, но и сам таймер.
Как работает таймера выключения электроприбора:В приборе используются всего три микросхемы счетчика серии К176. D1 — часовая микросхема, в данном случае она вырабатывает импульсы, следующие с периодом в одну минуту, и секундные импульсы, которые используются для мигания светодиода VD3, индицирующего работу таймера. D1 содержит два счетчика и мультивибратор, частота которого стабилизирована резонатором Q1.
Импульсы с этого мультивибратора поступают на нижний, по схеме, счетчик микросхемы, который их делит на 32768 и помимо других сигналов, которые в данной схеме не используются, вырабатывает импульсы с частотой следования 1 Гц. Эти импульсы поступают с вывода 4 на вход второго счетчика микросхемы, на её вывод 7. Этот счетчик имеет коэффициент пересчета 60, и на его выходе (вывод 10) получаются минутные импульсы. Импульсы частотой 1 Гц кроме того поступают на транзисторный ключ на VT1, в коллекторной цепи которого включен светодиод VD3 мигающий во время работы таймера с периодом в одну секунду.
Минутные импульсы с вывода 10 D1 поступают на двухразрядный десятичный счетчик на двух одинаковых микросхемах D2 и D3. Время выключения устанавливается при помощи переключателей S1 (единицы минут) и S2 (десятки минут).
Для управления электромагнитным реле служит транзисторный ключ на VT2 и VT3, ключ включен по схеме с общим плюсом, поэтому, тогда, когда на подвижных пластинах S1 или (и) S2 нулевой уровень, диоды VD1 и VD2 открыты и на базу VT2 поступает отрицательное напряжение, которое приводит к открыванию транзисторного ключа.
В таком состоянии ключ будет находится до тех пор, пока на выходах счетчиков не установится число, на которое установлены переключатели S1 и S2. В этот момент на обеих подвижных пластинах переключателей будет по единице, диоды VD1 и VD2 закроются и отрицательное напряжение не будет поступать на базу VT2. В результате ключ закроется и реле обесточится, разомкнет свои контакты и выключит не только нагрузку, но и сам таймер (его питание включено параллельно нагрузке).
Включение производится кнопкой не имеющей фиксации S3. Нужно предварительно установить временной интервал переключателями S1 и S2, а затем нажать S3. Поступит сетевое напряжение на Т1, и включится питание микросхем и ключа. В этот момент зарядным током С3 все счетчики установятся в нуль.
При этом оба диода VD1 и VD2 (или один из них, в зависимости от положения переключателей) откроются и, следовательно, откроется ключ на VT2 и VT3. Реле Р1 сработает и замкнутся его контакты, включенные параллельно кнопке S3. Теперь если кнопку отпустить таймер и нагрузка выключатся только после окончания установленного интервала времени.
Большинство деталей таймера смонтировано на немного доработанной плате, детали источника питания и частично ключа собраны объемным монтажом. Транзистор КТ814 можно заменить на КТ502, КТ816, транзистор КТ815 — на КТ817, КТ807. Диоды КД521 — любые маломощные импульсные, включая даже Д9. Светодиод любой видимого спектра. Диоды VD6-VD10 — любые выпрямительные, или сборка-диодный мост.
Трансформатор Т1 — готовый от сетевого адаптера для переносной радиоаппаратуры, он должен выдавать переменное напряжение около 6-8В. Диодный мост также можно взять от сетевого адаптера. Реле Р1 — автомобильное реле звукового сигнала от ВАЗ-08-099. Это реле отличается от реле других автомобилей тем что имеет небольшие габариты и относительно высокоомную обмотку (по автомобильным меркам) — 80 Ом, при том может коммутировать ток до 30А. Если управлять электронагревателями и электродвигателями не предполагается реле можно заменить на более слабое — РЭС-10, РЭС-22 на напряжение срабатывания 9-12В.
Настройка:В процессе настройки сопротивление R6 нужно подобрать таким образом, чтобы реле надежно срабатывало.