Несмотря на то, что сигнализация выполнен всего на одной микросхеме К561ЛН2, содержащей шесть инверторов, он обеспечивает достаточные функции для противоугонной сигнализации и блокировки двигателя. Сигнализация имеет два канала, один из которых срабатывает от контактного датчика (дверного выключателя автомобиля "ВАЗ") и включает прерывистую звуковую сигнализацию при помощи зуммера автомобиля, а второй канал реагирует на включение зажигания и препятствует искрообразованию в классической системе зажигания.
Алгоритм работы сторожа таков: включение и выключение производится при помощи микротумблера, который нужно расположить в секретном месте салона. Перед выходом из салона водитель включает питание этим тумблером, но сторож в режим охраны переходит только через 40 секунд после этого. Эта выдержка необходима для выхода из салона и закрывания всех дверей.
После её окончания сторож становится на охрану, об этом сигнализирует зажигание светодиода зеленого цвета. При открывании двери сторож срабатывает моментально, но сигнализация включается с небольшой задержкой в 5 секунд, необходимой для того, чтобы водитель мог отключить сторож потайным тумблером.
Если этого не происходит в течении 5 секунд, затем включается прерывистая звуковая сигнализация, которая длится в течении 20 секунд, или в течении всего времени, пока дверь машины открыта. После окончания сигнализации схема переходит в охранный режим, и готова сработать снова от открывания двери (или от замыкания контактов других датчиков, которые можно установить).
Если похититель предпринимает попытки завести двигатель (любым способом, включая подключение проводов между "+" аккумулятора и катушкой зажигания, и тяговым реле стартера), в этом случае включается противоугонный канал сторожа, который замыкает контакты реле, включенного параллельно контактам прерывателя зажигания и искрообразование не происходит. При этом ток через катушку зажигания протекает и докапаться до причин отсутствия искры экспромтом практически невозможно.
Принцип работы противоугонной сигнализации.Она состоит из управляемого мультивибратора на элементах D1.3 и D1.4 и одновибратора, выполненного на элементах D1.1 и D1.2. Выдержка времени после включения питания задается RC-цепью R3, C3. В момент включения питания напряжение на С3 равно нулю и диод VD3 открыт, что приводит к блокировке мультивибратора.
Затем С3 начинает заряжаться через R3 и в какой то момент напряжение на нем становиться близким к логической единице, при этом диод VD3 закрывается и больше не оказывает влияние на работу мультивибратора. Однако мультивибратор все равно не работает, поскольку на выводе 2 D1.1 имеется нуль и он заблокирован открытым диодом VD2. В таком состоянии автосторож готов к работе, что подтверждается свечением светодиода VD7.
Как только открывается дверь катод диода VD1 через цепи освещения салона замыкается на общий провод — минус бортовой сети. Это приводит к тому, что на выводе 2 D1.1 появляется единица и конденсатор С2 начинает заряжаться через R1. Пока напряжение на нем ниже уровня логической единица диод VD2 остается открытым и мультивибратор заблокированным, но как только С2 зарядиться (на это уходит примерно 5 секунд) диод VD2 закроется и мультивибратор на элементах D1.3 и D1.4 будет генерировать импульсы, они в свою очередь поступают на вход транзисторного ключа VT4, VT5, в коллекторной цепи которого включена обмотка автомобильного реле звукового сигнала.
В результате автомобильный зуммер будет издавать прерывистый звуковой сигнал. Это будет продолжаться либо все время пока дверь машины открыта, либо, если дверь машины закрыли, то в течении времени разрядки С1 через R1, что примерно составляет 20 секунд. Затем схема вернется в исходное положение и при следующем открывании двери процесс повторится.
Анод диода VD6 подключен к замку зажигания, на его выходе, к цепи питания системы зажигания. При включении зажигания напряжение бортовой сети через этот диод и резисторы R7-R8 поступает на базу транзистора VT1 и он открывается. При этом напряжение на его коллекторе становится равным нулю, а напряжение на выходе D1.6 становится равным единице. В результате транзисторный ключ на VT2 и VT3 открывается и через обмотку реле Р1 начинает протекать ток. При этом контакты реле замыкаются.
Дело в том, что эти контакты включены параллельно контактам прерывателя системы зажигания, поэтому ток через катушку зажигания протекает постоянно, независимо от работы контактов прерывателя и, в результате, искрообразование не происходит. Обычно секретку ставят в разрыв цепи зажигания, даже многие промышленные противоугонные системы с целью блокировки двигателя размыкают цепь питания катушки зажигания. Этот факт известен специалистам и они заводят двигатель подачей на катушку напряжения от аккумулятора при помощи провода. В данном случае такой способ положительных результатов не дает.
Электромагнитное реле Р2 — автомобильное реле звукового сигнала, оно крепится под капотом в незаметном месте, а провод на него, для большей секретности, можно пустить не непосредственно от трамблера, а например от соответствующего вывода ЭПХХ или тахометра.
Сборка.Монтаж выполнен объемным способом, частично на выводах микросхемы, частично монтажными проводами. Все конденсаторы и резисторы малогабаритные.