Сигнализатор предназначен для звукового предупреждения водителя о работе сигналов поворотов или аварийной сигнализации, а также для звуковой индикации включения заднего хода. Дело в том, что хотя большинство автомобилей имеют переключатели поворотов, которые автоматически возвращаются в исходное положение при поворачивании рулевого колеса, через несколько лет эксплуатации это возвратное устройство перестает работать вовсе или срабатывает не всегда.
При том сохраняется привычка не выключать повороты вручную, поскольку они должны выключаться автоматически. Чтобы не вводить в заблуждение остальных участников движения желательно иметь звуковой сигнализатор, который будет напоминать о том, что нужно выключить повороты.
Кроме того, владельцам автомобилей типа ВАЗ-08-099 желательно иметь звуковой индикатор включения заднего хода, потому что коробка передач этих автомобилей сделана таким образом, что передача заднего хода и первая передача включаются почти одинаково, и часто, особенно если машина не новая и первая передача включается затруднительно, можно ошибочно включить реверс и стартовать с перекрестка задним ходом, навстречу сзади стоящему автомобилю.
Данное устройство синтезирует два звуковых сигнала, отличающихся разной частотой прерывания сигнала высокого тона. При включении "поворотов" частота прерывания равна частоте мигания лампочек поворотов, а при включении заднего хода частота прерывания значительно выше.
Принцип работы сигнального устройства.Основной мультивибратор, вырабатывающий импульсы частотой 600-1000 Гц построен на элементах D1.1 и D1.2. Сигнал с его выхода поступает на транзисторный ключ VT1, в коллекторной цепи которого включен электромагнитный звукоизлучатель. Управляется мультивибратор транзистором VT1 и диодом VD1. Аноды диодов VD1 и VD2 подключены к лампам поворотов.
При включении поворота один из этих диодов открывается (если включена аварийная сигнализация — оба) и напряжение, поступающее на эти лампы,
поступает на базу VT1. В результате он открывается и на его коллекторе устанавливается напряжение логического нуля. Этот нуль поступает на вывод 1 D1.1 и мультивибратор запускается. Звукоизлучатель В1 будет излучать прерывистый сигнал с частотой мигания поворотных ламп.
При включении заднего хода у автомобиля зажигаются задние лампы-указатели движения задним ходом. Напряжение с этих ламп поступает на анод VD3 и диод открывается. Напряжение на коллекторе VT2 падает до нуля и запускается мультивибратор на D1.3 и D1.4. Он вырабатывает импульсы частотой 0,2-0,3 Гц, которые периодически открывают диод VD4 и таким образом запускают мультивибратор на элементах D1.1 и D1.2.
Звукоизлучатель В1 может быть любого типа, электромагнитный ТМ-2М, ТОН, ТК-47, или малогабаритный динамик. Сопротивление звуковой катушки может быть от 2000 до 8 Ом. Громкость звучания можно установить подбором сопротивления R10. Тон звука — подбором R8, а частоту прерывания при включении заднего хода — R9.