За последние 3-4 года на страницах нашего журнала было опубликовано немало конструкций таймеров и других устройств, основным времязадающим элементом которых был цифровой будильник "Miracle" китайского производства. Большинство этих устройств содержали микросхемы, транзисторные каскады, и другие элементы. Автор данной статьи собрал и проверил не мало из этих устройств.
Результат развития этой идеи по пути предельного упрощения схемы представлен на рисунке 1. Это таймер, который можно собрать даже не за один вечер, а всего за 10-15 минут. Часы-будильник подают тревожный сигнал на свой динамический капсюль. Благодаря тому что частота подаваемого на него сигнала близка к его частоте резонанса, импульсное напряжение на капсюле увеличивается и достигает нескольких вольт, при том что напряжение источника питания будильника всего 1,5 В (на схеме источник питания будильника не показан).
Эти импульсы поступают в цепь управляющего электрода тиристора VS1 и открывают его. Реле Р1 срабатывает и включает нагрузку, например питание магнитофона или осветительную лампу. После того как будильник отчирикает поступление импульсов на тиристор прекращается, но он остается открытым и контакты реле замкнутыми. Для выключения нужно разомкнуть цепь питания тиристора кнопкой S1.
Переделка будильника сводится к тому, чтобы подпаять провода к его звукоизлучателю и вывести их наружу, сам звукоизлучатель отключать при этом нельзя. Если устройство не начинает работать сразу после сборки нужно поменять местами точки подключения проводов идущих от будильника к тиристору (на УЭ тиристора нужно подавать положительные импульсы).
Рис.2Имея два будильника можно сделать охранный таймер, который будет включать освещение по сигналу будильника "Miracle 1" (рисунок 2), а выключать по сигналу "Miracle 2", и так периодически каждые сутки. Для отключения нагрузки вводится вторая цепь с будильником и тиристором VS2, реле в анодной цепи которого выполняет роль кнопки S1 (рисунок 1).
При срабатывании второго будильника контакты реле Р2 начинают дребезжать и прерывать ток питания обеих реле, в конечном итоге оба реле обесточиваются. Так происходит выключение нагрузки. Реле Р1 — автомобильное типа 3747-10, его контакты могут коммутировать мощную нагрузку. Реле Р2 — РЭС 10 на 10-12В с переключающими контактами.
В качестве источника питания подходит любой источник постоянного тока напряжением 10-15В, например лабораторный источник, сетевой адаптер, автомобильный аккумулятор.