Пожалуй, портативная радиостанция, работающая на частотах диапазона 27 МГц сейчас является наиболее распространенным в нашей стране гражданским средством беспроволочной связи. Это не удивительно, поскольку такая обыденная в развитых странах вещь, как сотовый телефон у нас по прежнему является предметом роскоши, недоступным большинству потенциальных пользователей.
При том стоимость недорогой импортной радиостанции, не говоря уже о одно-четырех канальных аппаратах отечественной промышленности, именуемых беспроводными переговорными устройствами, укладывается в относительно доступную цену. К тому же существуют самодельные аппараты, которых в нашей стране сделано не мало.
Но радиостанция большей частью работает на прием, в ожидании сигнала от другого подобного устройства, бесцельно потребляя электроэнергию. Дополнив радиостанцию комплектом различных передатчиков, работающих на разных каналах, или на одном, имеющие в своем составе различные датчики, можно приспособить радиостанцию для контроля за различным процессами или объектами, например организовать радио-охранное автомобильное устройство.
В машине нужно установить передатчик с ЧМ, который будет включаться одновременно с сиреной охранного устройства, он будет передавать радиосигнал на частоте определенного канала (зависит от используемого кварцевого резонатора), а радиостанция, приемный тракт которой предварительно настроен на этот канал, находясь дома и питаясь от сетевого источника уверенно сообщит владельцу о покушении на его транспорт.
Принимая во внимание то, что большинство современных (и не очень современных) радиостанций имеют системы шумопонижения, выключающие НЧ тракт при отсутствии входного сигнала, можно получить устройство которое в ждущем режиме ни каким образом не обращает на себя внимание.
Как работает передатчик.Это простой двухкаскадный передатчик с выходной мощностью около 0,5 Вт. И с частотным модулятором тональным сигналом. Такой передатчик совместно с радиостанций имеющей чувствительность 0,5-1 мкВ может обеспечить уверенную связь с охраняемым объектом в пределах 300-700 метров, в зависимости от конкретных условий.
Передатчик построен по типовой схеме, на транзисторе VT1 выполнен задающий генератор, работающий на основной частоте, его частота стабилизирована кварцевым резонатором Q1, который должен быть выбран на одну из частот каналов СВ-диапазона (его частота условно обозначена 27 МГц). Частотная модуляция осуществляется при помощи частото-сдвигающей LC-цепи L1 VD1, включенной последовательно с резонатором.
На варикап поступает пилообразное напряжение, вырабатываемое мультивибратором на микросхеме D1. Как показывает практика более качественная ЧМ получается если на варикап подавать именно пилообразное или синусоидальное напряжение чем прямоугольные импульсы, но при желании подать прямоугольные импульсы нужно отпаять резистор R4 от входов D1.1 и подпаять к его выходу.
Два других элемента микросхемы не используются, поэтому их входы подсоединены к одному из полюсов питания чтобы исключить выход микросхемы из строя от пробоя статического электричества по этим входам.
Выходной каскад усиления мощности выполнен по традиционной схеме на транзисторе VT2 работающем без начального смещения. На выходе каскада включен однозвенный "П"-контур, согласующий его выход с антенной. В качестве антенны используется кусок монтажного провода, проложенного внутри заднего бампера автомобиля.
Возможная и другая конструкция антенны, например расположить её за задним стеклом, использовать в качестве антенны дополнительный багажник, который устанавливают на крышу (он должен быть изолирован от кузова, например резиновыми прокладками, установленных под его штатные крепления). В любом случае потребуется настройка выходного контура под конкретную антенну.
Монтаж передатчика выполнен на одной печатной плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита.
В качестве каркасов для контурных катушек в данном передатчике используются каркасы с сердечниками и экранами от субмодуля СМРК-1-6 (СМРК-1-4, СМРК-1-5, СМРК-1-2) от телевизора типа 3-УСЦТ. Катушка L1 содержит 18 витков, L2 — 8 витков, L3 — 5 витков, L4 — 17 витков. Намотка ведется проводом ПЭВ 0,2-0,3 виток к витку равными частями по секциям каркаса. Катушка L3 наматывается на поверхность намотки L2. Дроссель DL1 намотан на постоянном резисторе МЛТ-0,5 сопротивлением более 100 кОм, он содержит 100 витков ПЭВ 0,12-0,16, намотанных внавал.