Автострож предназначен для охраны любого легкового автомобиля. Он реагирует на раскачивание кузова, которое всегда имеет место при попытке открыть дверь, открывании двери, когда человек усаживается в салон, при попытке или снятии колеса, попытках выдавить стекло и в других случаях, когда к машине прикладывается усилие, приводящее к качанию её кузова.
При всем этом автострож не реагирует на такие раздражители как капли дождя, громкие звуки вокруг машины. Он не дает ложных срабатываний от шума проезжающих автомашин, погодных условий, и ветра (штормовой ветер не в счет).
Сторож активизируется путем включения питания, затем следует выдержка времени, которая отводится на выход из салона, закрывание всех дверей, капота, и т.п. В течении этого времени (примерно полминуты) индикаторный светодиод, который устанавливается в салоне перед ветровым стеклом так чтобы его было хорошо видно, горит постоянным светом индицируя включение питания сторожа и режим задержки времени. После того как эта задержка времени истекает сторож переходит в охранный режим, о чем свидетельствует мигание светодиода.
При каком-то воздействии на машину, вызывающем, пусть даже незначительное, качание кузова, срабатывает маятниковый датчик сделанный из магнитной системы микроамперметра. Качание стрелки этого прибора, переделанной в маятник, вызывает ЭДС в рамке прибора, которая поступает на входы усилителя собранного на операционном усилителе А1. Рамка прибора включена между его входами, что обеспечивает максимальную чувствительность.
Коэффициент усиления ОУ зависит от сопротивления (R3+R4) в цепи его ООС и его можно изменять поскольку R4 — переменный резистор рукоятка которого выведена на поверхность корпуса автострожа. С её помощью можно установить порог срабатывания датчика учитывая погодные условия (если сильный ветер чувствительность следует понизить уменьшив сопротивление R4, а если погода тихая можно сделать чувствительность и повыше, так чтобы нельзя было даже колпаки с колес снять, при этом R4 нужно установить в максимальное положение).
Срабатывание датчика приводит к включению прерывистой звуковой сигнализации (при помощи штатного сигнала автомобиля). Прерывистая сигнализация длится около 15-20 секунд, и затем прекращается. После чего сторож возвращается в режим охраны и готов снова сигналить по первому же срабатыванию датчика.
Для отключения сторожа водитель при помощи магнитного брелка для ключей воздействует на геркон, который можно установить за одним из стекол вплотную к резиновому уплотнителю или в другом месте, так чтобы он был незаметен (например прикрыть его талоном техосмотра или какой-то наклейкой на стекло), но на него можно было воздействовать постоянным магнитом.
При кратковременном замыкании контактов геркона схема переходит в режим выдержки времени после включения питания (это подтверждает светодиод, который перестает мигать). Таким образом сторож будет в течении примерно полминуты не восприимчив к сигналам датчика и это дает возможность водителю отключить питание автосторожа при помощи спрятанного в салоне тумблера. Если этого не сделать сигнализация всеравно сработает, но через полминуты.
В момент включения питания конденсатор С4 начинает медленно заряжаться через резистор R6 и на этом резистор в течении времени около полминуты будет напряжение соответствующее единичному логическому уровню. Это приведет к тому, что мультивибратор на элементах D2.3 и D2.4 будет заблокирован и на выходе D2.4 все это время будет держаться логическая единица, которая удерживает ключ на VT2 в открытом состоянии, а тот подает ток на светодиод VD4, который горит постоянным светом. В течении этого же времени будет удерживаться в закрытом состоянии элемент D1.2, который не будет пропускать импульсы с выхода D1.1 на вход D1.4.
Через полминуты напряжение на R6 достигнет логического нуля и мультивибратор на D2.3 и D2.4 запустится, начнет вырабатывать импульсы частотой примерно около 2 Гц, и светодиод станет мигать. При этом элемент D1.2 откроется и будет готов пропустить импульсы от D1.1 на D1.4.
При качании маятника на выходе А1 появляются импульсы, которые в определенный момент превышают порог переключения микросхем КМОП и через разделительный конденсатор СЗ поступают на входы D1.1. Достаточно одного короткого импульса поступившего на вывод 6 D1.4 чтобы триггер на элементах D1.3 и D1.4 установился в единичное состояние.
При этом на выходе элемента D1.3 устанавливается логическая единица, которая инвертируется элементом D2.1 и открывает элемент D2.2 который пропускает импульсы с выхода мультивибратора на D2.3 и D2.4 на вход транзисторного ключа на VT3 и VT4, в коллекторной цепи которого включено реле звукового сигнала автомобиля.
В результате этот ключ имитирует прерывистое нажатие на кнопку звукового сигнала (нужно иметь ввиду, что не все отечественные автомобили оснащены реле звукового сигнала, на многих старых моделях кнопка на руле непосредственно коммутирует цепь сигнала, поэтому на таких машинах нужно дополнительно установить реле звукового сигнала, его обмотку включить между клеммой 4 сторожа и плюсовой клеммой аккумулятора, а контакты подключить параллельно кнопке звукового сигнала).
Сигнализация будет звучать в течении времени (примерно 15-20 секунд), которое понадобится на зарядку конденсатора С7 через резистор R10 до напряжения, соответствующего уровню логической единицы. Затем триггер на D1.3 и D1.4 перекинется в исходное состояние и сигнализация прекратится.