Отправляясь куда-либо на автомобиле часто приходится отказывать себе в том чтобы взять в дорогу какой-то очень нужный электроприбор только по тому, что он рассчитан на питание от электросети 220В (небольшой кипятильник для чая, электропаяльник, не очень мощный электрофен и т.д.). Решить эту проблему поможет несложный преобразователь напряжения, который питается от автомобильной бортовой сети 13В.
Он выдает переменное напряжение частотой 500 Гц, близкое к 220В (200-260В). При этом мощность нагрузки преобразователя не должна быть больше 40 Вт. В авторском варианте через этот преобразователь питается обычный 25-ваттный паяльник (ЭПСН 25/220), но он способен разогревать и 40-ваттный паяльник.
Преобразователь построен по схеме двухтактного трансформаторного автогенератора и отличается от других аналогичных схем тем, что эмиттерные переходы транзисторов VT1 и VT2 включены последовательно, то есть для питания базовых цепей транзисторов используется одна и та же обмотка обратной связи 3 трансформатора Т1.
Диоды VD2 и VD3 несут двоякую функцию, во-первых они предотвращают выход из строя базовых цепей транзисторов, а во-вторых обеспечивают попеременную работу транзисторов пропуская управляющий ток минуя эмиттерный переход закрытого в данный момент транзистора. Падения напряжения на открытом переходе диода оказывается достаточным для надежного закрывания транзистора.
Резистор R1 служит для ограничения базового тока. Цепь R2 С1 создает запускающий импульс тока в момент включения питания генератора и служит для его надежного запуска. Частота генерации получается около 500 Гц под нагрузкой, и на холостом ходу около 700 Гц.
Первичные силовые обмотки 1 и 2 трансформатора включены в коллекторных цепях транзисторов.
Применяемые в преобразователе транзисторы КТ837 рассеивают относительно небольшую мощность и обеспечивают КПД работы преобразователь около 75%. Однако из-за большого значения статического коэффициента передачи транзисторов генератор имеет склонность к возбуждению на повышенной частоте (более 10 кГц). С целью устранения этого эффекта в цепь питания базовых цепей транзисторов включен дроссель DL1 (типа ДПМ-0,4).
Наличие диода VD1 не обязательно, его назначение предохранить преобразователь от выхода из строя при ошибочном неправильном подключении его контактов к автомобильному аккумулятору.
Для трансформатора Т1 используется магнитопровод от трансформатора ТВК от кадровой развертки старых ламповых телевизоров. Все его обмотки перемотаны. Обмотки 1 и 2 одинаковые, они содержат по 30 витков ПЭВ 0,6-0,8. Обмотка 3 содержит 20 витков ПЭВ 0,16-0,2. Обмотка 4 содержит 1000 витков провода ПЭВ 0,16-0,2.
Намотка обмоток 1 и 2 ведется одновременно в два провода виток к витку. После намотки концы обмоток определяются при помощи тестера и конец одной обмотки соединяется с началом другой (их общая точка). Обмотка 3 наматывается так же виток к витку. Обмотка 4 — внавал равномерно по каркасу.
СборкаМонтаж объемный, в массивном металлическом корпусе, который одновременно является и радиатором для транзисторов (при их установке нужно не забыть о изоляции их корпусов при помощи прокладок, как это делается обычно).