Охранная система предназначена для установки на автомобили марки ВАЗ-2108, но после небольшой модификации её можно устанавливать и на, практически любой автомобиль. Охранная система реагирует на контактные датчики в дверных проемах автомобиля (штатные выключатели освещения салона), на дополнительный датчик на размыкание, установленные под дверку багажника, и на включение зажигания.
При этом, в первом случае, когда открывается дверь салона, сигнализация включается с небольшой задержкой в 3-4 секунды, а в других случаях (открывание багажника или включение зажигания) сигнализация срабатывает без задержки, плюс дополнительно блокируется электронная система зажигания автомобиля и завести двигатель становится невозможно.
Отключение производится при помощи ключа, сделанного из стандартного (крупного) штеккера от стереофонических головных телефонов. Нужно открыть дверь и в течении выдержки времени (3-4 секунды) вставить этот штеккер в гнездо, установленное внизу приборной панели (или в другом месте). В штеккере имеются два резистора, сопротивления которых является своеобразным кодом доступа.
Система выключится только если вставить штеккер с резисторами определенного сопротивления. На штеккер с просто замкнутыми контактами или с другими резистора электронный замок системы не сработает.
Звуковая сигнализация прерывистая, при открывании дверей она звучит в течении 15-20 секунд, а затем система возвращается в исходное положение. При попытке завести мотор или при открывании багажника сигнализация звучит все время пока включено зажигание или открыт багажник, но не менее 15-20 секунд.
Для включения системы нужно вынуть штеккер-кпюч из гнезда, примерно через 30 секунд после этого система перейдет в охранный режим. Временная задержка в 30 секунд нужна на выход из салона, закрывание дверей и багажника. Режимы работы системы индицируются при помощи одного светодиода, пока длится выдержка в 30 секунд он горит постоянным светом, при переходе системы в охранный режим он мигает (и все время пока машина под охраной). При выключении системы при помощи ключа-штеккера светодиод гаснет.
Таким образом, пока машина находится в движении или нет необходимости в постановке на охрану, штеккер-кпюч должен быть вставлен в соответствующее гнездо. Для постановки на охрану его нужно из этого гнезда вытащить.
Охранная система построена на широкодоступной элементной базе (обычных логических элементах КМОП) и её изготовление в домашних условиях не требует больших затрат.
Принцип работы охранной системы Импульсы, которые служат для создания прерывистой сигнализации и для работы светодиодного индикатора вырабатывает мультивибратор на элементах D2.1 и D2.2. Управление этим мультивибратором осуществляется по выводу 2 D2.1. Когда система включается на часть схемы, выполненной на микросхемах D1 и D2 подается напряжение питания и это приводит к тому что начинает заряжаться конденсатор С1 большой емкости.
Он заряжается через R8, на что уходит примерно 30 секунд. Но пока он не заряжен напряжение на этом резисторе лежит в пределах высокого логического уровня (для микросхем КМОП) и этот уровень поступая на вывод 2 D2.1 блокирует мультивибратор переводя его в состояние логической единицы на выходе.
Эта единица поступает на базу VT3 и открывает его, а включенный в его коллекторной цепи светодиод (рисунок 2) горит постоянным светом. Когда С1 зарядится напряжение на R8 понизится до уровня логического нуля. Это приведет к запуску мультивибратора D2.1 D2.2 и на его выходе появятся импульсы следующие с частотой около 2 Гц и вызовут мигание светодиода.
Тоже самое напряжение на резисторе R8, которое изменяется в процессе зарядки С1, служит для блокировки входа системы, так, чтобы пока С1 еще не зарядился, система не реагировала на состояние датчиков и входных сигналов. Для этого напряжение с R8 также подается и на вход 5 элемента D1.2, который работая по логике "ИЛИ-НЕ" не пропускает сигнал поступающий на его другой входа, пока на этот вход поступает единица с R8.
Роль узла, задающего время сигнализации, возложена на RS-триггер на D1.3 и D1.4, дополненный системой обратного сброса на элементах R9 и С2. Для включения триггера нужно подать логическую единицу (или положительный импульс) на вывод 13 D1.4. При этом триггер установится в единичное состояние и на его выходе (вывод 10 D1.3) будет логическая единица.
Но продлится это не долго, только в течении 15-20 секунд, которые потребуются для зарядки конденсатора С2 через R9 до уровня логической единицы. Напряжение с этого конденсатора поступает на второй вход триггера — вывод 8 D1.3. Как только это напряжение достигнет уровня логической единицы триггер сработает в обратном направлении и перейдет в исходное нулевое состояние (нуль на выводе 10 D1.3).
Единица с выхода этого триггера через цепь R10C3, создающую небольшую задержку (в 3-4 секунды) поступает на вход элемента D2.3. На другой его вход поступает уровень с выхода входного буферного каскада на VT2, получающего сигналы от замка зажигания и от датчика дверки багажника. Как только на один из входов этого элемента (D2.3) поступает единица на его выходе появляется нуль, который открывает элемент D2.4 и пропускает через него импульсы от мультивибратора на вход транзисторного ключа на VT4 и VT5, в коллекторной цепи которого (рисунок 2) включено электромагнитное реле звукового сигнала автомобиля. Таким образом начинается звуковая сигнализация. Она будет продолжаться до тех пор пока на один из входов (или на оба входа) D2.3 поступает единица.