Предлагаемый вашему вниманию простой автомобильный сигнализатор предназначен для звукового и в одном случае дополнительно светового оповещения водителя о тех или иных нештатных ситуациях в автомобиле, а также включает лампу подсветки замка зажигания при открывании дверей (двери водителя) и отключает её с задержкой после закрытия их в 6-8 секунд.
Так при снижении бортового напряжения ниже 11 вольт, с задержкой в 30-35 секунд, для исключения ложных срабатываний при запуске двигателя, включается прерывистый звуковой сигнал, продублированный миганием лампы аварийного состояния аккумулятора. Контакты реле К1, для подключения к лампе не показаны (если схема с диодом между выводом генератора и лампой, подключенной к плюсу питания - то к аноду диода, а второй вывод - на корпус).
При желании резистор R8 можно закоротить, а конденсатор С9 и диод VD8 не устанавливать. Тогда по времени звучания сигнала можно ориентировочно судить о состоянии аккумуляторной батареи при запуске двигателя. одновременно сигнал оповестит водителя о готовности сигнализатора к работе.
В состоянии, когда двигатель работает (на выходе супервизора DA2 - логическая 1), и если после его запуска в течении 30-35 секунд (устанавливается цепью R4C5) давление масла не достигнет нормы - включается постоянный сигнал, предупреждающий о низком давлении масла.
При выключенном двигателе (на выходе DA2 - лог.0), включенных габаритных огнях и открытой двери водителя, раздаётся сигнал длительностью около 3 секунд, предупреждая водителя о возможно забытых включенных габаритных огнях.
Схема сигнализатора (Рис.1) выполнена с применением двух КМОП-логических микросхем - CD4023 (отечественный аналог - К561 ЛА9) и CD 4572 - отечественного аналога у которой, к сожалению нет. Эта микросхема представляет собой набор из 4 инверторов, одного элемента 2ИЛИ-НЕ и одного 2И-НЕ. Разумеется, вместо неё можно использовать, например, две микросхемы - К561ЛА7 и К561ЛЕ5, с соответствующей доработкой схемы и печатной платы.
Рассмотрим работу устройства. При снижении бортового напряжения ниже 11 вольт, на выходе DA1 появляется логический 0. Через резистор R8 начинает заряжаться конденсатор С9. После его зарядки, при условии, что напряжение не выросло (тогда конденсатор разрядится через диод VD8), на выводе 7 элемента DD2.2 появляется сигнал с уровнем логического 0.
Генератор, собранный на элементах DD2.2 и DD2.3 запускается с частотой около 0,7 Герца и короткими импульсами включает реле К1. Эти же импульсы поступают через элемент DD1.3 на управляющий вход (выв. 15) звукового генератора на элементах DD2.1 и DD2.4, далее сигнал частотой около 1400 Гц через усилитель на VT3 поступает на звукоизлучатель НА1.