В продаже имеются самые разнообразные радиобудильники со светодиодными индикаторами китайского или индийского производства. Не смотря на разнообразие фирм и моделей, практически все они выполнены по одной и той же схеме - питаются от сети переменного тока 50 гц, эта частота служит и тактовой (кварцевого резонатора в них нет) и для динамической индикации. Принципиальная схема питания радиобудильника SITAKI ST-506 показана на рисунке 1.
Сетевой трансформатор Т1 имеет вторичную обмотку с отводом от середины. Отвод подключается к общему проводу (у них общий плюс). На крайних концах обмотки получаются противофазные сигналы 50 Гц, которые управляют динамической индикацией.
Переменное напряжение с одного из концов одновременно поступает и на формирователь тактовых импульсов часовой микросхемы IC1 - вывод 25, и питает выпрямитель на VD1 и С1, питающий микросхему постоянным напряжением 12В.
Такая схема имеет два недостатка, во-первых точность хода равна точности электросети, отклонение частоты в которой в известных пределах, во-вторых исключено питание от источника постоянного тока.
Для решения этих проблем пришлось собрать схему, показанную на рисунке 2. Импульсы частотой 500 кГц поступают на счетчик D3, который делит их частоту на 5000 (D2 и D4 обеспечивают такой коэффициент деления). В результате на его выходе импульсы имеют частоту 100 Гц. Они в свою очередь, поступают на триггер D4, который делит их на два и одновременно формирует симметричные противофазные сигналы.
В результате транзисторные ключи VT1 и VT2 открываются поочередно, что обеспечивает динамическую индикацию. Напряжение литания получается из бортового напряжения автомобиля, а тактовые импульсы 50 Гц поступают с прямого выхода триггера.
Транзистор VT3 служит для гашения светодиодной шкалы во время стоянки, питание на нее поступает только тогда, когда включено зажигание.
Для подключения этой схемы надо отсоединить трансформатор от схемы радиобудильника в точках, отмеченных на рисунке 1 крестами, и подключить вместо него схему в соответствии с буквами.
При помощи этой схемы можно питать и любой другой радиобудильник, хотя схемы питания у них и могут отличаться (в основном количеством диодов, а иногда отдельными обмотками для индикаторов и для микросхемы), но суть дела остается неизменной.
Новая схема питания смонтирована объемным монтажом на дорожках платы, освободившихся после демонтажа радиоприемного тракта, который оказался совершенно не пригодным (и не нужным) для работы в автомобиле.
Но можно смонтировать её и на отдельной плате. Будильник имеет торцевое расположение индикатора и кнопок, это позволило несколько укоротить его корпус и установить его вместо пепельницы в консоль под автомагнитолу. Впрочем, возможны и другие варианты.
Получается достаточно высокая точность и без настройки (несравнимая с сетевым вариантом), но при желании точность хода можно скорректировать подбором С1 и С2.
Наилучший режим индикации можно установить подбором R6.