Даже самое простое автомобильное охранное устройство должно содержать хотя-бы одну логическую микросхему, но это не так - простейший автосторож может вообще не содержать ни одной микросхемы и даже ни одного транзистора. Принципиальная схема такого устройства, выполненного на двух электромагнитных реле показана на рисунке 1. При всей простоте этот сторож достаточно функционален.
Постановку на охрану производится кратковременным нажатием на размыкаемую кнопку BK1. Срабатывание происходит от механических контактов, например тех, что установлены на жигулях для включения освещения салона при открывании двери.
В основе - триллер на реле К1. При постановке на охрану реле обесточено, и его контакты К1.1 находятся в показанном на схеме положении. При этом напряжение бортовой сети через контакты кнопки SK1 (она работает на размыкание) поступает на светодиод VD1 и он светится, подтверждая постановку на охрану, и на репе К2, контактная группа которого включена параллельно кнопке звукового сигнала.
При открывании двери контакты, подключенные к катоду VD2 замыкаются и через реле К2 протекает ток. в результате включается звуковой сигнал. Отключение производится при помощи геркона SGI. При поднесении к нему магнита его контакты замыкаются и подают напряжение на реле К1, его контакты К1.1 переходят в противоположное положение и К1 остается запитанным даже после размыкании SC1. В этом положении на К2 питание не поступает и машина снята с охраны.
Получается так, что в режиме охраны ток потребляет только светодиод и энергия аккумулятора практически не расходуется, а при снятии с охраны включается достаточно мощный потребитель - К1, но при работающем двигателе или не очень долгой стоянке это значения не имеет. С1 служит для исключения отключение реле К1 при движении машины от вибрации.
Недостаток схемы в том. что кнопку SK1 нужно нажимать перед самым закрыванием двери, так как после её отпускания при открытой двери сразу же включится сигнал, и желательно чтобы он был кратковременным. Устранить недостаток можно вели SK1 вывести за пределы салона, например на вентиляционную решетку кузова (нет ничего страшного в том, что она будет видна, нажатие на неё приводит к включению охраны, а не выключению). либо заменить её герконом, работающим на размыкание.
Рис.2Сделать так, что бы эта сигнализация срабатывала не только от дверных выключателей, но и от включения зажигания можно если дополнить ее инвертором на транзисторе VT1 (рисунок 2). Если требуется только срабатывание от включения зажигания, можно поступить так изменить полярность подключения сторожа, то есть, к точке "масса" подключить +АКК, а к точке +АКК - массу.
При этом нужно изменить полярность подключения диодов и конденсатора. Теперь VD2 (теперь его анод, а не катод) нужно подключить к замку зажигания.
В заключение можно сказать. что такой триггерный выключатель можно использовать для включения питания любого простого логического автосторожа, а поскольку большинство самодельных логических систем дают выдержку времени для закрывания дверей после включения питания, то SK1 можно установить в любом месте в салоне.
Электромагнитное реле К1 может быть любым на напряжение 12В с переключающими контактами, К2 желательно автомобильное для включения звукового сигнала. При этом нужно только одно электромагнитное реле, а схема будет выглядеть как показана на рисунке 3.
Рис.3Светодиод можно заменить на импортный мигающий. при этом сигнализация будет выглядеть более достоверно.