Это устройство монтируется на малогабаритной печатной плате и устанавливается в корпус обычного автомобильного приемника или магнитолы с механическим выключателем питания. В результате приемник приобретает функцию несложной автомобильной сигнализации, срабатывающей от колебаний кузова, вызванных попытками взлома или открывания дверей, капота, багажника, снятия колес, стекол, от достаточно сильных ударов.
Как работает устройствоУправление осуществляется выключателем питания приемника. При этом, для включения сигнализации нужно установить выключатель питания приемника в положение "выкл", при этом открывается транзисторный ключ и питание поступает на сигнализацию.
Теперь работает выдержка в течении 15-ти секунд, которая необходима для выхода из салона, закрывания дверей, и т.д. Во время выдержки сигнальный светодиод, установленный под ветровым стеклом горит постоянным светом. По окончании выдержки сигнализация переходит в ждущий режим, при этом светодиод начинает мигать.
При любом существенном воздействии на автомобиль срабатывает инерционный датчик (на основе микроамперметра) и немедленно включается прерывистая (с частотой мигания светодиода) звуковая сигнализация, которая длится около 15 секунд. Затем схема переходит в ждущий режим.
Для выключения сигнализации нужно сначала перевести её в режим выдержки и сделать это снаружи. Для этого служит геркон, он маскируется где-нибудь за ветровым стеклом или в другом месте. К месту его расположения нужно поднести магнитный брелок, при этом светодиод перестает мигать и горит постоянно.
В результате отрабатывается та-же выдержка в 15 секунд, что и после включения литания. В течении этого времени нужно открыть дверь и включить приемник (если радио не нужно регулятор громкости можно установить в минимальное положение), при этом сигнализация выключится. Вместо приемника можно использовать любой другой автомобильный потребитель энергии с выключателем, например антирадар.
Принципиальная схема показана на рисунке. Роль датчика колебаний выполняет микроамперметр от индикатора уровня записи магнитофона, извлеченный из корпуса. Он крепится не на стенке корпуса, а непосредственно на печатной плате, которая в рабочем положении должна находиться вертикально (привинчена изнутри к боковой стенке корпуса приемника).
Сигнал от датчика усиливается и преобразуется а отрицательный импульс операционным усилителем А1, а также цепью C3R2. Чувствительность датчика устанавливается подстроенным резистором R6 (для него в стенке приемника просверлено отверстие под отвертку).
Основа логической части - мультивибратор на D2.1 D2.2. После включения питания мультивибратор блокируется зарядным током С6 на время зарядки С6 через R7 (примерно 15-20 секунд), на это время закрывается и вход логического устройства при помощи D1.1.
При срабатывании сигнал от А1 поступает через D1.1 (если выдержка после включения завершилась) на одновибратор на основе RS триггера на D1.2 D1.3. Триггер устанавливается в единичное состояние на время зарядки С1 через R1 (еще примерно 10-15 секунд). В течении этого времени элемент D2.4 открыт и импульсы от мультивибратора поступают на транзисторный ключ на VT2 VT3, который подключен к штатному реле звукового сигнала автомобиля.
По окончании этих 10-15 секунд триггер возвращается в исходное состояние и выключает сигнализацию. При этом он еще некоторое время (на разрядку С1) остается в заблокированном виде, что позволяет избежать акустической обратной связи между автомобильным зуммером и датчиком качения.
Для того, чтобы отключить сигнализацию её сначала переводят в состояние выдержки. для этого разряжают С6 при помощи геркона. включенного ему параллельно.
Выключатель питания сделан на транзисторе VT4. Это ключ, на эмиттер которого поступает положительное напряжение от аккумуляторе. В цепи его базы включен диод VD1. Его анод подключается к цепи питания радиоприемника после выключателя (схема подключения показана ниже). Теперь, когда этот выключатель разомкнут на базу VT4 поступает отрицательное напряжение и транзистор открывается. Если выключатель замкнуть напряжение будет поступать положительное и транзистор закроется.
Все детали блока сигнализации смонтированы на одной печатной плате, монтажная схема которой показана на рисунке в реальном масштабе. Инерционный датчик крепится с левого конца платы (по рисунку) при помощи одного крепежного винта (так же как магнитная система крепилась в корпусе индикатора М470).