Прибор измеряет температуру окружающей среды за пределами автомобиля, отображает её при помощи стрелочного индикатора, дополнительно установленного на приборной пене ли. При опускании температуры ниже установленного предела (-2°С) зажигается индикаторная лампа, предупреждающая о возможном оледенении дороги. Термометр выполнен на операционном усилителе А1.
Роль температурного датчика выполняет обычный кремниевый биполярный транзистор VT1 в метались стеклянном корпусе (так обеспечивается лучшая теплопроводность).
Для получения чистой температурной зависимости тока через переход необходимо на нем поддерживать постоянное напряжение. Для этого служит параметрический стабилизатор на VD1, он обеспечивает стабильное напряжение на базе транзистора-датчика Его эмиттер тоже находится под постоянным стабильным напряжением, установленным на инвертирующем входе операционного усилителя. В результате ток через переход зависит только от температуры.
Стабилитроны VD1 и VD2 одновременно служат и для создания средней точки, необходимой для работы операционного усилителя в автомобиле, где используется однополярное питание. Для отображения температуры используется стрелочный индикатор Р1 с торцевым расположением шкалы.
Напряжение на выходе ОУ прямопропорционально температуре, и если измерять относительно средней точки питания (точка соединения С1 и С2), то при положительных температурах (по Цельсию) напряжение на выходе ОУ будет положительное, а при отрицательных - отрицательное.
Но в данном случае используется индикатор с нулевой отметкой с краю шкалы, по этому он включен между выходом ОУ и минусом питания. В результате при 0°С напряжение на выходе ОУ будет равно половине напряжения питания, при этом резистором R6 устанавливают такую чувствительность индикатора, чтобы его стрелка была посредине шкалы.
Установка ОУ на нуль (при 0°С на выходе половина напряжения питания) производится резистором R3, а чувствительность термометра подбором номинала резистора R5.
Для индикации опасности, связанной с возможностью оледенения дороги служит схема на основе компаратора на операционном усилителе А2. Установка температурного порога, при принижении которого должна загораться лампочка Н1 (используется автомобильная индикаторная лампа с проволочными выводами) производится резистором R12, который изменяет постоянное напряжение на прямом входе ОУ.
Сигнал с выхода термометра поступает на инверсный вход. Ключ на транзисторе VT1 управляет лампой. Желательно установить R12 таким образом, чтобы лампа зажигалась при температуре окружающей среды ниже +2°С, в этом случае непосредственно на влажной дороге уже может начать образовываться ледяная корка.
Термометр можно использовать и в других случаях, например в составе термостата. Если используется стрелочный индикатор с нулевой отметкой в центре шкалы его нужно включить между R6 и точкой соединения С1 и С2.
Питать термометр в автомобиле желательно через помехозащитный фильтр, вроде тех, что используются для питания аудиоаппаратуры. Подключить нужно к замку зажигания, так чтобы он включался одновременно с включением зажигания, и не расходовалась попусту энергия аккумулятора во время стоянки.
Датчик на VT1 - выносной, его выводы надежно изолированы, поле пайки к кабелю весь транзистор до места сварки половинок корпуса заливается эпоксидной смолой. В качестве кабеля используется экранированный провод с двумя изолированными жилами, при этом жилы паяются к выводам транзистора-датчика, а общий экран к общему проводу схемы термометра.
При стационарном использовании желательно предусмотреть двухполярный источник питания. Плюс и минус нужно подключить к соответствующим выводам, отмеченным на схеме, а общий - к точке соединения С1 и С2.