Этот материал более близок журналу для автомобилистов. Электроники почти нет, в основном только электромагнитные реле. А предлагаемые в статье схемы может собрать не только начинающий радиолюбитель, но и любой автоэлектрик, не имеющий ни малейшего понятия в электронике.
Но, возможно, в этом и состоит их плюс. Не смотря на свою простоту, эти блокираторы достаточно эффективны, и, реально, могут противодействовать угону автомобиля. К тому же, чтобы оборудовать таким устройством только-что купленную отечественную машину (как новую, так и подержанную) требуется минимальные вложения средств, и время не более одного часа.
Не секрет, что основная масса отечественного автопарка, — это автомобили, оборудованные простой контактной (классической) системой зажигания. Поэтому и начнем с классики.
На рисунке 1 показана схема релейного блокиратора для такой системы зажигания. Обмотка реле Р1 включена между массой и выводом катушки зажигания, идущим к замку зажигания (или к реле зажигания). В разрыв провода, идущего от катушки зажигания к замку зажигания включена кнопка без фиксации S1 и нормально-разомкнутые контакты реле Р1. Если поворотом ключа включить зажигание, то через разомкнутые S1 и К1 ток на катушку зажигания не пойдет и двигатель не запустится.
Чтобы запустить двигатель нужно нажать секретную кнопку S1, и удерживая её в нажатом состоянии, включить зажигание. Через замкнутые контакты S1 ток поступает на катушку зажигания и реле Р1. Реле приходит в действие, и своими контактами дублирует кнопку S1. Теперь, после отпускания S1, ток на катушку зажигания будет поступать через контакты реле. Двигатель будет работать.
Рисунок 2При выключении зажигания реле обесточится и схема вернется в исходное состояние. Такая схема имеет существенный недостаток, состоящий в том, что у угонщика есть возможность пустить двигатель бросив провод от плюса аккумулятора на катушку зажигания. Схема показанная на рисунке 2 исключает такую возможность. Здесь используется реле с переключающими контактами.
Как известно, чтобы происходило искрообразование, контакты прерывателя системы зажигания должны периодически размыкаться, создавая импульс тока в низковольтной намотке катушки зажигания. Помешать искрообразованию можно либо отключив ток от этой намотки, либо заблокировав прерывание этого тока. Вторая схема, именно, блокирует процесс прерывания тока. Нормально-замкнутые контакты реле Р1 включены параллельно прерывателю.
Если включить зажигание любым способом (даже "бросив провод") обмотка реле Р1 останется обесточенной, и его контакты своего положения не изменят. Работа прерывателя системы зажигания не приведет к искрообразованию и двигатель не заведется.
Чтобы завести двигатель, нужно, как и в пред-идущем варианте, нажать "секретную" кнопку S1, и, удерживая её в нажатом положении, включить зажигание. Через S1 ток поступает на обмотку реле Р1, и его контакты переходят в противоположное положение. После запуска двигателя S1 можно отпустить. Контакты реле останутся в этом положении и не будут мешать работе системы зажигания. После выключения зажигания схема возвращается в исходное положение.