Сигнализация предназначена для охраны легкового автомобиля. Но, после небольших доработок, её можно использовать для охраны квартиры, подсобного помещения и других объектов. Сигнализация имеет выход для подключения стандартной автомобильной охранной сирены, а так же реле для включения фар.
Реагирует на систему контактных датчиков, работающих на замыкание на "массу" (на общий минус питания). Есть вход для подключения дополнительного электронного датчика, при срабатывании выдающего любой положительный перепад логического уровня.
Алгоритм функционирования охранной сигнализации следующий. Включение выполняется "секретным" микровыключателем по цепи питания, расположенным внутри объекта охраны. В этот момент сирена издает короткий акустический сигнал, говорящий о исправности системы.
После чего начинают мигать фары автомобиля. В течении 19,2 секунд система не реагирует на датчики и не включает продолжительную акустическую сигнализацию. В течении этого времени мигают фары. Пока мигают фары можно, не опасаясь включения сирены, выгрузить багаж, закрыть все двери, запереть замки. Спустя 19,2 секунды после включения питания фары перестают мигать. Это говорит о том, что система перешла в охранный режим и отреагирует на срабатывание любого датчика.
При срабатывании любого датчика охранная система сначала издает короткий акустический предупредительный сигнал и начинают мигать фары. Спустя 4,8 секунды включается и основная продолжительная акустическая сигнализация, которая звучит еще 14,4 секунды (что в сумме с 4,8 сек. составляет 19,2 сек.), а затем, система снова возвращается в режим охраны, и в любой момент готова опять отреагировать на датчик. Время в 4,8 секунды отводится для того, чтобы владелец автомашины мог открыть дверь и выключить сигнализацию микровыключателем, расположенным в салоне.
Немного изменив точки подключения выходов счетчика системы можно изменить временные периоды. Например, время 4,8 секунды заменить на 2,4 секунды, или время 19,2 секунды — на 38,4 секунды (при этом увеличится время вхождения в охранный режим и время основной непрерывной сигнализации). Плавно изменить все периоды одновременно можно подстроив частоту задающего мультивибратора.
Принципиальная схема охранной системы показана на рисунке. В момент включения питания происходит следующее. Зарядный ток конденсатора С3 создает короткий нулевой импульс на управляющем выводе ключа D4.1. Ключ размыкается, и через резистор R2 на вход R счетчика D2 поступает короткий единичный импульс, который устанавливает счетчик в нулевое положение. 3 этот же момент триггеры Т1 и Т3 микросхемы D3 устанавливаются в единичное положение. Единица с вывода 2 D3 открывает транзисторный ключ на VT1 и VT2 и на сирену НА1 подается напряжение.
В то же время начинает работать мультивибратор на элементах D1.1 и D1.2, вырабатывающий импульсы с периодом 0,0375 сек. (26,6 Гц). Эти импульсы поступают на вход С D2, и через 8 периодов (0,3 сек.) на выводе 7 D2 появляется логическая единица. Это переводит триггер Т1 D3 в нулевое положение и звучание сирены прекращается (таким образом, сирена звучит всего 0,3 секунды, то есть издает короткий акустический сигнал).
По ходу работы счетчика импульсы на его выводе 5, следующие с периодом в 0,6 сек. поступают на управляющий вход D4.3 и периодически открывают транзисторный ключ на VT3, вызывая мигание фар автомобиля.
В момент включения питания, так же, происходит установка триггера Т4 D2 зарядным током С2 в нулевое состояние. Это приводит к закрыванию ключа D4.2 и отключению режима продолжительной сигнализации.
Спустя 19,2 секунды счетчик D2 устанавливается в положение "512", и на его выводе 14 появляется единица. Эта единица одновременно, останавливает мультивибратор на D1.1 и D1.2, переводит триггер Т4 D3 в единичное состояние (ключ D4.2 замыкается) и открывает элемент D1.3 подключая на вход схемы систему датчиков.
Таким образом, спустя 19,2 секунды после включения питания схема переходит на режим охраны.
При срабатывании любого датчика на выходе D1.3 появляется единица, которая через D4.1 поступает на вход R D2 и переводит его в нулевое положение. Логический уровень на выводе 14 D2 становится нулевым, и это приводит к закрыванию элемента D1.3 (на его выходе теперь ноль) и к запуску мультивибратора на элемента D1.1 и D1.2. В этот же момент (как и при включении питания) включается короткий звуковой сигнал и мигание фар.