В наши дни проблема контроля топливной системы автомобиля, в частности карбюратора, стоит наиболее остро. Постоянный рост цен на бензин требует контроля регулировки карбюратора, таким образом, чтобы автомобиль эксплуатировался в наиболее экономичном режиме.
Один из необходимых, для такого контроля, прибор — тахометр, в штатном исполнении не устанавливается на большинство автомобилей марки ВАЗ (ВАЗ-2101, ВАЗ-2105, ВАЗ-2108), что затрудняет выбор экономичного режима езды и регулировку карбюратора.
Эти импульсы поступают на счетный вход двухразрядного десятичного счетчика на микросхемах D2 и D3 (К133ИЕ2). В схеме не предусмотрено никакого согласования ТТЛ и КМОП уровней, дело в том, что при питании от одного и того же источника микросхемы КМОП и ТТЛ относительно неплохо согласуются по уровням.
На элементах D1.3 и D1.4 собран тактовый мультивибратор. Параметры цепи R4 С2 выбраны таким образом, чтобы длительность положительного импульса на выводе 10 D1.3 составляла 0,3 секунды, — это время счета входных импульсов. Предположим, в исходном состоянии на этом выводе D1.3 нуль. Тогда элемент D1.2 закрыт и одновибратор импульсы не формирует. Счетчики D2 и D3 находится в неизменном положении.
Единица с выхода D1.4 поступает на выводы 4 дешифраторов D4 и D5 и дешифраторы включают индикаторы. Затем, мультивибратор D1.3 D1.4 переходит в противоположное состояние. На выводе 11 D1.4 устанавливается нулевой уровень и индикаторы гаснут. В тоже время, в момент перехода уровня на выводе 10 D1.3 из нулевого в единичное состояние, цепь С3 R5 формирует короткий единичный импульс, который поступает на входы R счетчиков и устанавливает их в нулевое состояние.
В тоже время единица с выхода D1.3 поступает на вывод 6 D1.2 и включает одновибратор на элементах D1.1 и D1.2. Он начинает работать и при каждом замыкании контактов прерывателя формирует один импульс. Эти импульсы поступают на счетчик D2-D3.
В течении 0,3 секунд идет счет этих импульсов, а затем схема возвращается в исходное состояние. Индикаторы показывают результат измерения частоты вращения коленвала, деленный на 100. Затем снова гаснут, и весь процесс повторяется. Питается схема тахометра напряжением 5В от интегрального стабилизатора D6.