Охранная система предназначена для установки на автомобили марки ВАЗ-2108, но после небольшой модификации её можно устанавливать и на, практически любой автомобиль. Охранная система реагирует на контактные датчики в дверных проемах автомобиля (штатные выключатели освещения салона), на дополнительный датчик на размыкание, установленные под дверку багажника, и на включение зажигания.
Входные устройства выполнены на транзисторах VT1 и VT2. Использование транзисторных буферных каскадов вызвано необходимостью предохранить микросхемы D1 и D2 от повреждения, которое может произойти при подаче на их входы напряжения логической единицы в то время когда питание на них не поступает. А также предохранить их от выбросов напряжения бортовой сети автомобиля, которые могут иметь место при работе системы зажигания и других узлов электрооборудования машины.
Предположим открыли дверь салона. При этом через дверной выключатель освещения салона катод диода VD1 замыкается на общий минус. Это приводит к открыванию транзистора VT1 и на резисторе R3 появляется напряжение, соответствующее высокому логическому уровню. Этот уровень инвертируется элементом D1.1 и поступает (снова инвертируясь) через элемент D1.2 на вход триггера на D1.3-D1.4. Триггер срабатывает, и на его выходе (вывод 10 D1.3) появляется единица на время около 15-20 секунд.
С небольшой задержкой в 3-4 секунды (цепь R10 С3) единица поступает на вход D2.3, на его выходе устанавливается ноль, который открывает D2.4 и через него на вход транзисторного ключа на VT4 и VT5 начинают поступать импульсы от мультивибратора D2.1 D2.2. В результате реле звукового сигнала замыкает свои контакты с частотой около 2 Гц создавая прерывистую звуковую сигнализацию при помощи электромагнитного сигнала автомобиля.
Как только истекает период времени в 15-20 секунд триггер D1.3 D1.4 возвращается в исходное состояние, и еще через 3-4 секунды напряжение на СЗ падает до нуля и сигнализация прекращается.
Если попытаться включить зажигание напряжение от замка зажигания через диод VD3 поступает на базу транзистора VT2 и открывает его. При этом на его эмиттере устанавливается напряжение близкое к логической единице. То-же произойдет если открыть дверку багажника (в этом случае единица поступит на базу VT2 через цепь R8 VD4 R7). В момент срабатывания этих датчиков (багажник или зажигание) единица с эмиттера VT2 поступает на вывод 9 D2.3 и в конечном итоге открывает элемент D2.4 включая прерывистую сигнализацию.
Одновременно единица с эмиттера VT2 через диод VD2 поступает на коллектор VT1 и включает сигнализацию как если бы открыли дверь салона. Это нужно для того, чтобы в случае быстрого открывания и закрывания багажника или короткой попытки включения зажигания сигнализация не прекратилась сразу же, а позвучала еще как минимум 15-20 секунд.
Кроме того единица с эмиттера VT2 поступает на вход транзисторного ключа на VT6 и VT7, и открывает его. В результате срабатывает реле, включенное на выходе этого ключа (рисунок 2) и своими контактами размыкает питание малосигнальных цепей электронного коммутатора зажигания автомобиля ВАЗ-2108. Таким образом зажигание блокируется и завести двигатель становится невозможным. При прекращении попыток завести двигатель (выключении зажигания) блокировка отключается.
Теперь о том как работает электронный замок-выключатель. В его основе штеккер от головных стереофонических телефонов. Он имеет три контакта, — один обший и два для подачи сигналов от стереоканалов. В его корпусе устанавливаются два разных резистора, сопротивление которых может быть от 10 до 100 ком. Эти резисторы включаются между контактом общего провода штеккера и его канальными контактами (распайка резисторов показана на рисунке 2).
Таким образом, соответственно схеме на рисунке 1 один из резисторов, при подключении штеккера к разъему, включается между клеммой 6 и клеммой 5, а второй между клеммой 6 и клеммой 4. Совместно с резисторами R16-R17 и R18-R19 эти резисторы создают делители напряжения, а роль контрольных устройств возложена на элементы "Исключающее ИЛИ" D3.1 и D3.2. Резисторы R16 и R18 подбираются таким образом, чтобы при подключении разъема на входе 1 D3.1 напряжение было ниже порога единицы, а на входе 2 D3.1 — выше этого порога.