Предлагаемый вашему вниманию простой автомобильный сигнализатор предназначен для звукового и в одном случае дополнительно светового оповещения водителя о тех или иных нештатных ситуациях в автомобиле, а также включает лампу подсветки замка зажигания при открывании дверей (двери водителя) и отключает её с задержкой после закрытия их в 6-8 секунд.
Так при снижении бортового напряжения ниже 11 вольт, с задержкой в 30-35 секунд, для исключения ложных срабатываний при запуске двигателя, включается прерывистый звуковой сигнал, продублированный миганием лампы аварийного состояния аккумулятора. Контакты реле К1, для подключения к лампе не показаны (если схема с диодом между выводом генератора и лампой, подключенной к плюсу питания - то к аноду диода, а второй вывод - на корпус).
При открывании двери водителя, напряжение 12 вольт через открытый транзистор оптрона U1.1, цепь VD3R2, заряжает С4 и открывает при этом транзистор VT2. который в свою очередь плавно включает (за счёт цепи R2C4) лампу подсветки замка зажигания HL1. При закрывании двери, конденсатор С4 разряжается в течении 6-8 секунд до напряжения закрывания транзистора. Лампа плавно выключается.
При открытой двери, включенных габаритах и. выключенном двигателе на выходе DD1.2 появляется уровень логического нуля. Конденсатор С6 начинает заряжаться через резистор R11. При этом на выводе 8 DD2.1 -уровень логического 0, соответственно на время зарядки цепи R11C6 (около 3 секунд), на управляющем входе звукового генератора логическая 1- разрешающая его работу. В течении этих трёх секунд звучит сигнал.
В качестве датчиков, работающего двигателя и низкого напряжения, использованы супервизоры питания КР1171СП47, о которых на страницах журнала «Радио» уже неоднократно упоминалось. В схеме используются супервизоры с напряжением срабатывания 4.7V.
С помощью делителя напряжения R5R6 точка срабатывания подобрана таким образом, что при снижении напряжения ниже 11 вольт, - на выходе DA1 будет уровень логического нуля. В схеме же датчика работающего двигателя (напряжение срабатывания 9,1 +4,7=13.8V) на DA2, на входе установлен стабилитрон, так как при использовании делителя напряжения из резисторов, гистерезис на выходе DA2 будет равен 0,4 вольта, что в нашем случае нежелательно.
В качестве датчика дверей и датчика габаритов используется двухканальный транзисторный оптрон - АОТ 101АС. Его применение обусловлено не только развязкой по питанию (концевики двери и габаритные огни могут питаться от бортовой сети через разные предохранители и в случае обрыва какого-то из них, через элементы схемы может протекать недопустимо опасный для них ток), но и возможностью более широкого выбора методов подключения, например к дверям.
От различных всплесков напряжения в бортовой сети автомобиля, способных повредить элементы схемы служит стабилитрон VD1, с напряжением стабилизации 15 вольт. Звукоизлучатель НА1 - НСМ1212А. заменим на любой другой, способный работать в жёстких климатических условиях при напряжении до 15 вольт.