В наши дни проблема контроля топливной системы автомобиля, в частности карбюратора, стоит наиболее остро. Постоянный рост цен на бензин требует контроля регулировки карбюратора, таким образом, чтобы автомобиль эксплуатировался в наиболее экономичном режиме.
Один из необходимых, для такого контроля, прибор — тахометр, в штатном исполнении не устанавливается на большинство автомобилей марки ВАЗ (ВАЗ-2101, ВАЗ-2105, ВАЗ-2108), что затрудняет выбор экономичного режима езды и регулировку карбюратора.
Подключается тахометр таким образом : вывод "-13V" соединяется с "массой" автомобиля, вывод "+13V" с шиной питания системы зажигания (вывод "Б" катушки зажигания), вывод "К ПР" подключается к прерывателю трамблера или к выводу "К" катушки зажигания.
Рисунок 2Настройка не сложная. Нужно подать на прибор питание от лабораторного источника, а на его вход подать сигнал частотой 50 Гц подключив между выводами "-13V" и "К ПР" вторичную обмотку понижающего сетевого трансформатора (например трансформатора от сетевого адаптера для телеигры). Затем нужно подобрать номинал R4 таким образом, чтобы прибор показывал "15" (1500 об/мин соответствует частоте 50 Гц).
Микросхему К561ЛА7 можно заменить на К564ЛА7, К176ЛА7, К164ЛА7. Микросхемы К133ИЕ2 можно заменить на К533ИЕ2, К155ИЕ2, К555ИЕ2. Дешифраторы К514ИД1 можно заменить на КР514ИД1. Индикаторы АЛС333А — на АЛС324А, АЛС335А, АЛС321А. Интегральный стабилизатор КР142ЕН5А можно заменить на К142ЕН5А или сделать стабилизатор на транзисторе КТ815 (КТ817, КТ807) и стабилитроне КС156А.
Недостаток этого тахометра в мигании индикаторов, если в его схему ввести регистр (как показано на рисунке 2) мигания не будет. Регистр К533ИР22 можно заменить на К555ИР22.